Найти тему
pro.жильё

Как коронавирус изменит работу риелторов в России

Как продавцам недвижимости перестроиться во время пандемии

Весь мир переходит в онлайн из-за вынужденной самоизоляции. Покупатели квартир также стремятся минимизировать личное общение с риелторами. Узнали у экспертов, как карантин трансформирует работу продавцов недвижимости.

Источник Pixabay.com
Источник Pixabay.com

Денис Иливанов, основатель экспертного центра недвижимости «Аиста», эксперт по недвижимости

-2

Консультации по скайпу мы уже применяем в нашей работе. Мы плотно сотрудничаем с регионами и ближайшими странами (Казахстан, Армения, Германия), так что работать удаленно нам не в новинку. Во время встреч начали использовать спрей для обеззараживания рук, клиентам и менеджерам так спокойнее. Кстати, если кто не знал, маски не столько спасают от вируса здоровых, сколько предохраняют от заражения им от заболевших.

Я вижу общую истерию в мире, это не может не наводить на тревожные мысли. Опасен ли коронавирус? Да, опасен. Опаснее ли он гриппа? Не уверен. Не столько само заболевание представляет угрозу для людей, сколько массовость инфицированных и перегрузка возможностей медицины. Предосторожности не помешают.

Если наступит общий карантин, как это сейчас происходит в Италии, то мы перейдем на хоум офис и работу по скайпу. Для региональных покупателей я уже практиковал такую услугу как выезд на объект без их присутствия и показ через онлайн трансляцию. Это помогает получить общее впечатление от дома и окружения.

У нас есть куча возможностей работать удаленно. Сколько бывало случаев, когда клиентов мы не видели вживую, вся сделка от звонка до подписания договора проходила дистанционно. Так что коронавирус — это не повод не работать.

Вполне возможно, что пандемия может повлиять на ход строительства. Некоторым застройщикам и вирус не помеха, они найдут возможность достроить в срок. А кому-то и пандемия даст «благородную» причину для срыва сроков. Буквально на днях я был на стройке топового застройщика, особых мер предосторожностей я там не заметил.

Пока я вижу замедление активности в мире и в России в частности. Все это приближает следующий цикл мирового кризиса. В ближайшее время под воздействием новостей о коронавирусе и падении цен на нефть произойдет коррекция цен по рынку недвижимости. Стоимость квартир будет расти, а в обозримом будущем на неликвидное жилье будут предлагать дисконт. Доход риелторов уменьшится, так как мы зарабатываем на обороте недвижимости, а активность рынка снижается. Зато есть несколько месяцев «нарастить жирок». Готовимся следить за ситуацией в поисках новых возможностей. Резкого падения рынка я не ожидаю.

Наши клиенты — преимущественно образованные, умные люди, паники в их рядах пока не замечаю. Опасения высказываются в беседах вокруг, но это пока как о погоде поговорить. Истерики нет, но многие уже прикупили непортящихся продуктов. Это стало российской традицией мужественно решать возникшие жизненные сложности. Переживем и эту неприятность.

Денис Голубцов, директор по развитию IT-компании Selvery, Калиниград

-3

Как и многие другие напасти и недуги мирового масштаба, коронавирусная инфекция COVID-19 не будет прямой причиной смены глобальных трендов, но может стать их катализатором. Основные тенденции уже четко определены. Они находятся на границе других смежных отраслей и связаны не столько с отсутствием желания встречаться с риелторами, сколько с необходимостью экономить самый ценный ресурс покупателя — время.

Первый тренд — виртуальная реальность, которую для покупателей недвижимости создают панорамные камеры вроде достаточно дешевых Mi Sphere или Theta V. Благодаря этим технологиям при минимальных инвестициях риелтор создает сдаваемое или продаваемое помещение в виртуальном пространстве. Покупатель же во время удалённой сессии может использовать компьютер или 3D-очки для виртуальной экскурсии, которая, по сути, будет мало чем отличаться от обычной.

-4

Другим трендом становится развитие дополненной реальности. В этом случае создается трехмерная модель квартиры, которую затем обставляют мебелью и декорируют в соответствии с пожеланиями покупателя.

-5

Некоторые приложения используют тематические пресеты, другие способны подбирать отдельные виды мебели или декора. Все в целом используются как альтернатива посещению офиса. Здесь стоит отметить как распространённые приложения вроде AR kit от Apple или ARCore от Google, так и более профессиональные, например, Astralink.

Наконец, еще одной новинкой на рынке недвижимости стали акселераторы таргетированных продаж, такие как Selvery. Если раньше покупателю или арендатору приходилось выслушивать пространные презентации обо всем и для всех, то сегодня акселераторы таргетированных продаж буквально подгоняют контент под требования собеседника. Это позволяет продавцу и покупателю говорить коротко и по делу, на одном языке и без лишней рекламы. Такие сервисы создают между участниками сделки доверительные отношения.

Акселератор таргетированных продаж позволяет проводить и видеорепортажи, во время которых риелтор находится на объекте, а покупатель — в удобном для себя месте. Продавец и покупатель могут располагаться в разных концах города, но одновременно видеть на своих экранах контент в режиме прямого эфира, не подключая другие устройства и приложения. Все это может быть дополнено копией персональной презентации объекта — автоматически сгенерированным продающим контентом, предназначенным для конкретного покупателя.

Если панорамные камеры для VR и AR-приложения для сферы недвижимости можно найти в любом регионе страны, то акселераторами таргетированных продаж пока пользуются риелторы в больших городах. Там, где проще несколько раз посмотреть на экран смартфона, чем потратить весь день на поездки по районам.

Новые технологии исключительно редко появляются в связи с пандемиями или прочими напастями. Но, повторюсь, распространение технологий можно ускорить, особенно, если это будет выгодно всем участникам рынка. Риелторы сегодня демонстрируют это на собственном примере. И стоит предположить, что к концу года на рынке останутся именно те, кто уже сегодня применяет технологии ради удобства своего покупателя.

Анастасия Шмергельская, генеральный директор департамента недвижимости Республики Крым

-6

На мой взгляд опасения и панические настроения для России из-за пандемии крайне преждевременны. Да, не совсем правильно считать, что данная проблема вовсе не окажет никакого влияния на рынок недвижимости в мире в целом. Беспрецедентные случаи заражения в Европе множатся с каждым днем.

Нестабильная ситуация на валютном рынке может повлиять на финансовое благополучие многих граждан. Это напрямую отразится на спросе покупателей. Впрочем, этот риск не стоит преувеличивать.

Для компаний на Российском рынке, в частности и нашей, есть положительные стороны. Российские граждане не отказываются от приобретения жилья на полуострове Крым со ссылкой на коронавирус.

Более того, если раньше некоторые клиенты склонялись к выбору жилья в Европе, нежели в Крыму, то сейчас перевес в сторону полуострова очевиден. Этому способствует не только ситуация с вирусом. С той же регулярностью наши потенциальные клиенты выезжают на просмотр объектов, а также сохраняется положительная динамика по обращениям.

Кроме того, полуостров всегда считался всемирной здравницей. Благодаря целебному воздуху человек получает естественную ингаляцию легких. Для людей с бронхолегочными заболеваниями — это курорт номер один в мире. По этим объективным причинам сейчас поездка или проживание в Крыму актуальны как никогда.

Я искренне надеюсь, что инфекция COVID-19 будет побеждена раньше, чем окажет негативное влияние на российский рынок недвижимости.