Найти в Дзене

Из бумаг старого помещика

Наставление сыну моему Николаю Михайловичу Палицыну

Марта 11-го дня, 1811 года.

1)  Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться  поспешно;  потом  молиться  Богу, полагая крест правильно, читая вслух,  но не громко утренние молитвы,— потом с приличными поклонами, пожелав доброго утра предстоящим, в 7 часов пить чай с белым хлебом, что будет служить вместо завтрака.

2)  В 7 часов начинать учение и продолжать его, доколь выучишь урок, или как случится. Во  всем учении никакими посторонними упражнениями, даже и мыслями не занимать себя, но все внимание обратить на урок,  через что скорее выучишь и лучше поймешь.

3)  В 12 часов обедать и кушать простое кушанье,  как-то: щи с решатным хлебом, или что случится, жаркое и кашу; пить квас, а лучше,  буде привыкнешь,  хорошую воду.  Во время  стола  сидеть прямо, много не говорить, разве что необходимое, или на чей вопрос говорить должно.

4)  После обеда до  2-х часов можешь заняться утешительным упражнением, как: играть на скрипке, или фортепиано и петь, а в 2 часа начинать учиться и продолжать таким же образом, как об утреннем учении  сказано, до  6-ти часов, или как нужда в том настоять  будет.  Можешь  час гулять. После учения и  погуляв,  можешь  опять заняться игрой и рисованием, что и отдается в твою волю. В 8 часов ужинать, тож, только на ночь не обременяй  желудка,  а в 9 часов с утренними правилами ложиться спать.

5)   Во  время преподавания учителями уроков  слушай со вниманием; буде чего не понимаешь, можешь просить о повторении, хотя бы то и несколько раз случилось. Учителям изъявляй должное уважение, а в наставлениях, до наук и добрых советов относящихся, делай безмолвное послушание.

6)  Белье переменяй в неделю 2 раза,  а потому белье, одежда и обувь должна быть на тебе опрятна, вычищена, а не кой-как надета, ибо опрятство придает человеку веселую бодрость, а неопрятство делает всем гнусное отвращение, даже и  самого себя  повергает  в презренную ничтожность.

7) В воскресные дни ходи к обедни, кою слушай со вниманием, а особенно Евангелие и Апостол, дабы ты знал подлинно знаменование их.

8)  На слугу своего не сердись и не бранись, а бить его  и вовсе запрещается  но приказывай о должности повелительно,  вежливо, со всякой скромной тихостью, но однакоже отнюдь не  фамильярно, чем приобретешь от него чистосердечную к тебе любовь и повиновение.

9)  Ежели случится говорить тебе с посторонними, то  разговор веди ясный  с учтивостью, не возвышая слишком голоса, да и не унижая его, о тех только материях, в коих ты совершенно сведущ, а о незнаемом совсем не говори, отзовись неведением. Сим единым средством не попадешь в болтливые дураки.

10)  Беседы умных людей (сиречь разговоры) со вниманием слушай, замечая в них  порядок здравого рассуждения,  дабы и тебе со временем быть им подобным.

11)  Напротив  того с  противоположными сему  в  качествах своих не только знакомства не заводи, но и разговоров их убегай, дабы и тебя не причли бы к их классу.

12)  О новых предметах, какие глазам твоим попадаться будут, спрашивай приставника,  не  оказывая  однако  сильного удивления,  а также не пропускай без внимания, ибо последнее будет означать тупость чувств твоих.

13)  С однолетними себе, не узнав свойств их, скоро не  дружись, не говори с ними о пустых, ничего не значащих материях, но обращайся только с почтением, разговаривая о науках и то тебе известных, о порядке их учения, о музыке и тому подобном.

14) Убегай лжи и пустословия, не рассказывай чего не видал и не слыхал, но говори сообразную понятию твоему единственную правду, или точно видимое, или  слышанное,  и то от  правдивого  человека, ибо если тебя заметят один раз лжецом, то хотя после ты и правду рассказывать будешь, верить не будут, а жить без доверия между честными людьми совсем не можно, но должен уже ты в знакомство свое приискивать подобных себе лжецов, с коими в столь гнусном и презренном звании век свой влачить в срамоте и бесчестии должен.

15)  Будучи в обществе, ни с кем не шепчи, чужих рассказов, о ком-либо в худую сторону говоренных, не одабривай, не только словами, но даже и мановением, или улыбкою лица, да и вовсе их не слушай, дабы не почли тебя в сем злоречии участвующим.

16)  В разговорах не делай смешных телодвижений; шуточных материй часто не рассказывай, а особливо  при не коротких людях, ибо через частое рассказывание шуток сделаться можешь шутом, а cиe название есть самое первое из подлейших. При том гордым и надменным не будь и не унижай себя ниже твоего звания, но держись середины, ибо в обоих случаях в презрение придешь.

17)  Ежели случится тебе видеть людей неблагообразных лицом, или худо или неопрятно одетых (что  конечно в жизни случиться может), то отнюдь не показывай к ним ни малейшего презрения, или насмешливого вида, поелику вид первой дан природой, а последний обременен видно бедностью,—следовательно, ты должен единственно в душе своей о них пожалеть и бедному, буде  состояние твое дозволит, помоги, и то cиe сделай тогда только, когда узнаешь, что он от посторонних помощь принимает, ибо весьма много есть бедных, но благородных и великих душевными качествами  людей, кои и в бедности  не требуют  ничьей помощи, но сносят терпеливо, а посему в последнем случае должно поступать весьма осторожно.

18)  Буде случится тебе по чьей-либо просьбе, или самопроизвольно, что кому обещать, то не обещай того, чего выполнить не можешь, а обещанное должен уже выполнить в назначенный срок непременно, и в сем-то случае должно  иметь великую  осторожность,  дабы не назвали тебя обманщиком  и неверным человеком в обещаниях. 

Старших себя летами, а особливо престарелых, уважай, в собраниях вперед их не ходи, садись всегда ниже их, говори с ними почтительно. Обязан ты кланяться им наперед,  не дожидаясь от них себе поклона, да и всякого состояния  людям, почтившим тебя поклоном, должен ты ответствовать равномерным поклоном. Начинающего с тобою говорить  ты должен выслушать материи его со вниманием до конца, не перебивая его речей и тогда на предложение ответствуй с благопристойной участливостью и решимостью.

19) О пороках своих (ежели они за тобою сверх всякого чаяния моего будут) никому это в похвалу свою (как и многие пороками хвалятся) не рассказывай, но скрывай от всех и старайся исправиться от них.

20)  Ни про кого дурно не говори, а ежели ты и будешь ведать о чьих-либо пороках, то ими исправляй себя, ибо нет лучше учителя к исправлению, как видеть порок в другом человеке. Я бы привел тебе много к сему примеров, но оставлю на будущие времена.

21)  Зависти, мне нетерпимой,  отнюдь не питай, ибо как всеми дарами, то-есть честию, богатством и прочим награждает по достоинствам каждого Бог,  следовательно,  завидовать —есть негодовать на Бога, ибо когда и ты будешь того достоин, то и тебе все оное со временем дастся, а завидовать  можешь только в одном случае, а именно: когда видишь ты моложе себя, или равнолетних с равными твоему талантами и дарованием, учатся лучше тебя, то и в сем случае зависть свою можешь удовольствовать прилежным учением, чем и зависть твоя кончится.

22)  В среды и  в пятницы и во все посты  дома скоромного не ешь, а в людях кушай, что  поставят; по  словам св.  апостола: предлагаемое да ядим, или: не сквернит входящее в уста, но из уст.

23)  В собраниях не показывай унылого лица, да и слишком радостного, дабы не привлечь много вопрошающих, что  с тобой сделалось? то-есть  отчего  ты печален, или слишком радостен. 

Вот тебе, сын мой, даю отцовское наставление мое,  приличное теперешним твоим летам, а с возвышением лет твоих и понятий (буде жив буду!) соображаясь со временем и обстоятельствами, еще дополнять буду с пространным уже всего объяснением, а теперь ты выполняй оное со всякой точностью, чем приобретешь мою к себе любовь и уважение, ибо ничто для отца утешительнее и приятнее быть не может, как видеть сына от честных людей по добрым его качествам  и  поведению уважаемого и в  лучшем мнении у общества. (Русская старина.Том  LXXXI. 1894 г.)

-2