На этот раз хотели бы поговорить о трековых системах освещениях, их многообразии и постараемся развеять несколько мифов на данную тематику. Собственно обо всем по порядку.
Смотрите подробное видео
Трековые системы могут быть однофазного и трехфазного исполнения. Подобное разделение имеет определенный смысл. В однофазных вариантах имеется две токопроводящие медные шины, одна из которых является фазой, вторая нолем. Они могут располагаться как слева, так и справа сечения профиля. В трехфазных шинопроводах четыре жилы. Три из них фазы и одна ноль. Необходимо отметить, что соединительная фурнитура для каждого случая имеет аналогичное количество контактов.
Первым заблуждением для обычного потребителя является то, что однофазные трековые системы подключаются к сети 220 вольт, а трехфазные – 380 вольт. На самом деле все не совсем так. Конечно, 380 вольт можно подключить к группе трековых светильников, однако подобное решение встречается очень редко и, как правило, в крупных объектах, офисных комплексах, торгово-развлекательных центрах, где имеется соответствующая потребность в освещении. Во всех остальных ситуациях 380 вольт не используется. В нашем случае все светильники работают от бытовой сети, а шинопроводы подется 220 вольт.
В последнем случае возможно создание трех групп освещения. Соответственно необходимо использование трекового светодиодного светильника, рассчитанного на работу с трехфазным шинопроводом. У них должен иметься адаптер с возможностью выбора фазы питания посредством специального колесика с перемещающимися контактами. Практика же показывает, что зачастую электромонтажники не подключают питание к дополнительным шинам и не пользуются все преимущества многофункциональных трековых систем. Проверить это можно самостоятельно. Вполне вероятно, что поворачивая регулятор, удастся найти единственное его рабочее положение.
Как же реализовать все на практике? Для обычного непосвященного пользователя однофазная линия способна запитать по одной линии потребитель и регулироваться одинарным выключателем. Трехфазный трек шинопровод позволяет подключить три группы светильников. Соответственно столько же будет и режимов у выключателя. На этом простом примере удастся понять суть и преимущества описанного выше случая.
Второй миф заключается в том, что некоторые покупатели считают, что смысл есть в установке только лишь системы с тремя фазами. Ведь она дороже, она функциональнее, значит, будет лучше. И здесь есть интересные моменты. Дело в том, что подобные системы служат нам уже достаточно давно, и это еще с начала времен появления металлогалогенных ламп большой мощности. В глобальных проектах приходилось сталкиваться с вопросом колоссального расхода электроэнергии. Именно по этой причине и появились трехфазные шинопроводы, которые позволили распределить нагрузки по линиям равномерно. С приходом Led светильников необходимость в них отпала.
Однофазный трековый шинопровод закрывает не менее 80% потребностей относительно организации освещения современного пространства. Справедливости ради отметим, что трехфазные исполнения имеют шину с большей механической прочностью. Однако однофазные осветительные шинопроводы изготавливают с дополнительным ребром жесткости, благодаря чему профиль на 1 погонный метр способен выдерживать нагрузку до 10 кг. Сечение же токопроводящих шин и в одном, и в другом случае идентичное.
Так почему же трехфазные шинопроводы столь популярны? Во–первых, в серьезных проектах с огромным количеством трековых светильников может потребоваться распределение нагрузки по фазам. Во–вторых, трехфазная система – это тройной выключатель, возможность управления и группирования. Многие задачи легко реализовать с помощью пульта или интернет помощника. В–третьих, подобные трековые системы закладывают в проект просто по привычки, а заказчики во многие нюансы даже не вникают.
Итого достоинством шинопровода с тремя фазами является:
- Высокая механическая прочность;
- Возможность группировки светильников;
- Запас по нагрузке на сеть.
Минусами считается завышенная стоимость светильников, шинопровода и соединительной фурнитуры. Есть что – то общее между системами? Конечно! В первую очередь это заземление. И в одном и в другом случае оно организовано на корпусе. И, во вторую очередь, все необходимое для подключения имеется на сайте компании Гринлед.