Анатолий Омельчук
Последнее время сложно разобраться, где кончаются научные исследования о климате и начинаются геополитические интересы. Сибирь – главный источник природных ресурсов, от которого уже сейчас во многом зависит повседневная жизнь людей в самых разных зарубежных странах. И дальше эта зависимость будет только возрастать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тема Сибири постоянно «вспыхивает» в иностранной прессе.
Странно другое. Сибирь стандартно присутствует там лишь в негативном контексте. Один из свежих сюжетов: сибирская территория является угрозой для климата всей планеты. Таяние вечной мерзлоты, пожары в тайге, торфяные болота, по версии некоторых западных экологов, создают не меньшую опасность, чем все промышленные выбросы в мире.
Особый ажиотаж вызывает таяние вечной мерзлоты, что, по мнению климатолога Стивена Сича, может привести к потеплению климата на 10-25%. Вывод напрашивается простой: если Россия не в состоянии справиться с угрозами, исходящими с ее территории (в чем ее неоднократно обвиняли и раньше), то этим должно заняться «международное сообщество».
Чтобы понять, насколько катастрофичны эти процессы, мы решили поговорить с одним из главных авторитетов геокриологии, академиком РАН Владимиром Павловичем Мельниковым, который живет у нас в Тюмени.
– Владимир Павлович, еще недавно я думал, что геокриология находится где-то на окраине науки. Но сегодня все резко изменилось, и она буквально на наших глазах превращается в одно из важнейших звеньев познания, становится наукой будущего.
– Вы знаете, действительно такой импульс появился именно в криологии – науке о холоде планеты Земля. Исследователи обнаружили, что лед – самое распространенное вещество в космическом пространстве. Человек уже долетел до самых отдаленных планет, до Сатурна, сделаны фотографии его спутника Титана, иных космических тел, и выяснилось, что там есть слоистая система, где присутствует вода и лед, очень мощный лед. Надеюсь, что скоро это будет открыто – особая роль льда в космосе.
– Сразу скажите, человечество не поскользнется на этом космическом льду?
– Я думаю, не пройдет и пятидесяти лет, как этот ресурс, который заложен в криогенных образованиях, криогенных процессах, станет одним из главных источников жизненной энергии. Там же скрыта огромная энергетика. Климат нашей планеты во многом регулируется как раз наличием криогенных образований – льда, ледников, снега. Цикличностью явлений.
– И все же насколько опасен для нас предмет изучения науки криологии?
– В последнее время очень многие природные опасности связаны со сферой наших научных интересов. Печальный пример – Кармадонское ущелье, сошедший ледник. Ледник – чисто криогенное образование. И Европа сейчас страдает от криогенных процессов — обильные снегопады. Опасности, безусловно, есть.
– Это все связано с широко разрекламированными изменениями климата?
– Меняющийся климат – действительно факт. Он меняется, и раньше всегда менялся. Но теперь наступило такое время, когда появляются особенности, которые нас удивляют. Это происходит у нас на глазах: и сход ледников, и летние снегопады, и неожиданные морозы в Италии или Испании.
Собранные материалы говорят о том, что эти природные внезапности и в ближайшие годы никуда не исчезнут. Например, количество дождливых дней будет уменьшаться, но количество дней с ливнями – увеличиваться. Небольшие, но катастрофы.
– И что произойдет в будущем – изжаримся или замерзнем?
– И не изжаримся, и не замерзнем. Будем существовать, как и прежде, в переменном климатическом режиме: потепление – похолодание. Так было и так будет.
– Механизм климатического маятника «тепло – холодно» ученым понятен?
– Понятен. Во-первых, это солнечная активность. Климат и мерзлота – произведение Солнца, его циклов активности, которые очень неплохо изучены. Циклы изучены хорошо. Плохо поддается изучению, что же творится внутри Солнца. Мы не можем проникнуть пока в глубь нашего светила.
– Ну, до Солнца далеко, а как насчет планеты Земля? Сейчас чуть ли не каждый день предрекают ее гибель.
– Недавно в штате Айова были обнаружены следы столкновения с астероидом. Это была катастрофа: представьте себе взрыв всего ядерного потенциала, который в наше время существует на Земле – атомные, водородные бомбы... Вот такой силы удар нанес нашей планете этот астероид 65 миллионов лет назад.
И тем не менее Земля тогда выдержала. Но вымерли динозавры. Когда огромные массы пыли и камней поднялись высоко в атмосферу, изменился тепловой режим – совершенно другой стала отражательная способность атмосферы. Исчезла растительность, и динозавры вымерли: питание пропало.
– Неужели наша Земля настолько живуча – все заживает, все залечивается?
– Отчасти этому способствует лечащая мощь ледников. Ледник, многократно опускающийся к югу и возвращающийся к северу, работал как гигантский грейдер, как глобальный бульдозер: он сровнял поверхность, выровнял ее, там не осталось даже намеков на следы кратера. Ледовые морены все заполнили, выровняли. У оледенений, оказывается, есть еще и такая функция – выравнивание поверхности.
Продолжение статьи читайте в журнале "Неизвестная Сибирь" № 5/6.
"Неизвестная Сибирь" - журнал о настоящем.
https://hiddensiberia.ru/kupit/
На сайте доступна электронная версия журнала в удобном для Вас формате!
На страницах журнала Вас ждут захватывающие путешествия, удивительные места и уникальные люди!
Мы будем рады сотрудничеству и содействию в развитии проекта.