В прошлом обзоре мы коснулись картины «Двухсотлетний человек», в котором поднимаются важные этические вопросы. Но там все было в формате легкой и доброй трагикомедии. Сегодня же я посоветую вам более серьезный фильм, в котором те же этические вопросы внедрения искусственного интеллекта в человеческий социум ставятся безапелляционно и в более мрачном ключе.
Искусственный разум (2001)
Недалекое будущее, после череды мировых катаклизмов человечество вынуждено регулировать рождаемость, на фоне этого в моду входят человекоподобные роботы, которые неотличимы от людей и наделены возможностью проявлять эмоции. Основной сюжет сконцентрирован на истории экспериментального и первого в своем роде робота-ребенка, которого приобретает семейная пара, чей сын лежит в глубокой коме. Основной функцией этого робота является способность любить своих родителей... ровно с этого момента фильм превращается из просто научной фантастики в психологическое исследование пределов моральных норм человеческого естества.
Фильм находился в производственном аду с середины 70-х годов. В то время у руля проекта стоял культовый режиссер Стенли Кубрик. Именно он контролировал написание первой версии сценария, и именно он долго не давал старт съемкам фильма, считая, что компьютерная графика того времени не выдерживает никакой критики.
К середине 90-х годов, сменив нескольких сценаристов, фильм наконец вышел на стадию подготовки к съемкам и началась работа с эффектами и аниматроникой. В это время Кубрик и продюсеры предложили занять режиссерское кресло Стивену Спилбергу, но тот отказался из-за занятости в другом проекте. В итоге работа над «Пиноккио» (Кубрик только так называл этот проект, ведь у истории, рассказанной в фильме, очень много общего с этой сказкой) была заморожена и так и не возобновилась до самой смерти Стенли Кубрика в 1999-м году.
После смерти Кубрика, супруга маэстро уговорила Стивена Спилберга взяться за проект, и на этот раз он согласился. Не сморя на то, что Стенли Кубрик не имел никакого отношения к процессу съемок (в фильм вошло только несколько вступительных общих планов, снятых им), первый акт фильма, имеющего трехактную структуру, выглядит так, как будто ее снимал не Спилберг, а именно Кубрик. Атмосферой, операторской работой, использованием статичного нагнетания тревоги, светом и звуком первая треть «Искусственного разума» больше походит на «Сияние» и «Космическую одиссею».
Во втором и третьем актах перед зрителем предстает буйство фантазии Спилберга, но динамика действа и обилие спецэффектов не лишает происходящее глубокого смысла. Фильм все еще заставляет зрителя найти ответы на поставленные вопросы. Мне даже показалось, что вторая половина картины меняет аллюзию на «Пиноккио» на прямые отсылки к тернистому пути в изумрудный город. В итоге зрители получили хорошую философскую драму, не лишенную визуальной красоты
В сухом, как боль потери, остатке
Фильм прекрасен но не лишен недостатков, которые начинаешь замечать только на втором просмотре, а после третьего перестаешь обращать на них внимание. Ну и не стоит забывать, что при всем обилии отсылок к сказкам, на выходе получилась история, ориентированная на взрослую аудиторию. Категорически и настоятельно рекомендую «Искусственный разум» к просмотру. Приятного
Предыдущий обзор: «Двухсотлетний человек»
Если вам нравятся мои рекомендации, то лучший способ поддержать развитие канала — это поделиться понравившейся статьей со знакомыми в социальных сетях
Не знаешь, что посмотреть? Подписывайся и читай только про годное кино на моем канале в дзен!