Государственная Третьяковская галерея впервые показала произведение "Ветка" Андрея Монастырского, приобретенную на доход от фонда целевого капитала. Это первые результаты работы эндаумента, отметила на презентации заместитель генерального директора галереи по развитию Татьяна Мрдуляш. Галерея основала эндаумент при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина в июне прошлого года.
Фонд Потанина предоставил на эти цели 100 млн рублей. Сумму разделили на два фонда целевого капитала - "Пополнение коллекции Государственной Третьяковской галереи" и "Развитие малых музеев". На проценты от работы первого и была приобретена "Ветка"
Немного о работе:
Аукционный дебют "Ветки" состоялся в 2006 году. Одна из самых известных инсталляций Монастырского, «Ветка», была выставлена на Sotheby’s с оценкой $30 000–40 000. К сожалению, «музыкальный инструмент одноразового использования для получения звука разматывающегося скотча» в тот раз не был продан.
Но, вот и настало время "Ветки".
"Когда у музея появляются собственные деньги, собственный доход - доход от эндаумента, на который он сам может решить, что и как покупать, это уникальная ситуация, уникальная возможность. В этом смысле люди, которые жертвуют деньги на наш эндаумент, они безоговорочно доверяют музею и разрешают ему самому решать и самому формулировать, что должно попасть в коллекцию", - отметила заместитель гендиректора Третьяковки.
В сети комментарии по этому поводу неоднозначные:
— Теперь надо как следует охранять шедевр, а то уборщица ненароком вынесет в контейнер, люди же темные, дремучие, искусство не понимают, красоту не ценят.
— Если что-то непонятно, это не значит, что это плохо... Прежде чем возмущаться и осуждать — может быть, стоит узнать контекст и постараться понять иную точку зрения?
— А что для вас является искусством? Какие-то критерии, определяющие, что искусство, а что нет, у вас есть? Или вы с готовностью воспримете все что угодно в качестве произведения, если это будет представлено в выставочном зале с пояснительной табличкой?
— Никогда не считайте чужие деньги (вам они все равно не достанутся), а идеи — это вообще единственное, что в России осталось. И в данном случае музей сам решил, на что их ценнее потратить. Как сказал Михаил Борисович Пиотровский (специально для таких как вы), «музей сам решает что искусство, а что нет».
А вы как думаете: это шедевр или пустая трата денег?