Начало ХХ века характеризуется как довольно активный период в развитии военного кораблестроения, что, в первую очередь, определялось итогами достаточно многочисленных морских боев и сражений японско-китайской, испано-американской, русско-японских войн. По их результатам совершенствовались и появлялись новые классы кораблей; развивалась морская артиллерия, на смену крупнокалиберным орудиям, использующих черный порох, пришла скорострельная артиллерия с бездымным порохом, с более мощными снарядами, были введены «стандартные калибры»; получили развитие системы управления огнем; совершенствовалась морская тактика и стратегия.
Именно в этот период и был заложен легкий крейсер «Честер», который «собрал» в своем проекте, как лучшие достижения эпохи, так и характерные недостатки, отразив взгляды руководства американского ВМФ на роль и место крейсера в морском бою. Следует отметить, что к 1905-1906 годам американцам удалось стать одной из могущественных морских держав, а главное – добиться полной независимости в военном кораблестроении: все корабли американского флота к этому времени строились только на отечественных верфях, защищались броней американского производства и вооружались американскими орудиями. И в этой статье речь как раз и пойдет об морской артиллерии того периода. При этом здесь мы не будем делать даже попытку рассмотреть весь спектр среднекалиберных артиллерийских орудий, используемых на американских кораблях, а сделаем акцент только на одной системе, которая, во-первых стала своеобразной «визитной карточкой» американского флота начала 20 века, а во-вторых – была главным калибром легких крейсеров типа «Честер», - на 127- мм скорострельных пушках.
Так получилось, что крейсера типа «Честер» имели не самое мощное вооружение, которое можно было бы разместить на крейсере со стандартным водоизмещением 3750 т. На момент спуска на воду их вооружение состояло из 2-127-мм/50 скорострельных пушках Мк5, 6-76-мм/50 орудий и 2-х -533-мм подводных торпедных аппаратов. И выбор именно такой артиллерии был не случайным.
Здесь надо отметить, что в тот период в каждой стране уже был сделан выбор в сторону орудий тех или иных калибров, предназначенных для боевых кораблей. Так для крейсеров российского флота наиболее характерными были 152-мм и 203-мм пушки, для немецких кораблей – 210-мм и 150-мм, англичане отдавали предпочтение 234-мм и 152-мм пушкам, а французы – 190-мм и 164-мм. Хотя, конечно, были и исключения. Американские крейсера того времени чаще всего вооружались 203-мм орудиями и 127-мм пушками. Так что калибр 127-мм был характерным именно для американских кораблей, причем ими вооружались и броненосцы американского «нового» флота, и крейсера.
В короткой статье трудно рассмотреть весь путь создания и совершенствование данного типа орудий, но хотя бы сделаем попытку представить этот процесс в обобщенном виде и последовательно рассмотрим несколько артиллерийских систем.
Первым орудием такого калибра (127-мм), разработанным для флота и установленным на новых крейсерах, стала 127-мм/31 пушка Мк1. Два таких орудия были установлены на третьем крейсере американского «нового» флота – на бронепалубном крейсере «Чикаго», вступившем в строй в 1889 году.
Это были первые пушки такого калибра, полностью изготовленные на заводах США. Орудия были спроектированы в 1885 году и уже в 1886 году принятые на вооружение. Первоначально орудийный ствол был без лейнера, но имел цапфы, позже цапфы были срезаны, вставлен лейнер, что позволило перейти на гильзовое заряжение. Конструктивно орудие состояло из трубы, лейнера, затвора и 9 скрепляющих обручей. Обручи скрепляли участок ствола, начиная 9 см от казенника и заканчиваясь в 151 см не доходя до среза ствола орудия, который не имел колоколообразного расширения.
Вес орудия 2808 кг (без затвора), длина – 3,937 м., заряжание – картузное, позже – раздельно-гильзовое. При возвышении 30 градусов достигалась дальность стрельбы на 14 630 м. Скорострельность орудия – около 6 выстрелов в минуту, вес снаряда – 22,7 кг (заряда – 4,5 кг), начальная скорость снаряда – 701 м/с. Заряжание ручное, наведение +150/-150 градусов, ручное.
Следующим типом орудий данного калибра, получившим «постоянную прописку» на кораблях американского флота в конце XIX- начале XX века, стала 127-мм/40 скорострельная пушка, ставшая первым скорострельным орудием американского флота. Пушка была спроектирована в 1890 году, и стала устанавливаться на боевых кораблях американского флота с 1895 года. Данное орудие использовалось в качестве противоминного (вспомогательного) калибра на броненосцах типа «Кирсардж», крейсерах «Бруклин», «Олимпия», в качестве главного калибра – на крейсерах типа «Цинциннати» и «Монтгомери».
Орудие выпускалось в трех основных модификациях. Первые пушки модели Мк2 были не высокого качества и две из них (на КР «Бруклин») разорвало при выстреле в морском сражении при Сантьяго в 1898 году, однако дальнейшие модификации орудия Мк3 и Мк4 «получились» более прочными. В дальнейшем данное орудие совершенствовалось, и были разработаны и другие его модификации (Мк5-8).
Орудие модели Мк2 представляло собой ствол с затвором, скрепленный двумя обручами, модель Мк3 конструктивно не отличалось и имела только незначительные различия в системе цилиндров отдачи и большим колоколообразным расширением среза ствола. Модель Мк4 отличалась от модели Мк3 только измененными канавками для хомутов. Модель Мк5 имело улучшенные накатники и телескопический прицел.
Вес орудия 2808 кг (без затвора), 3211 кг (с затвором), длина – 5,08 м, заряжание – гильзовое. Следует отметить, что некоторым данные 127-мм/40 пушки крейсера «Олимпия» имели вес ствола без затвора 3178 кг, полную длину 5,307 м, максимальную длину ствола – 4,864 м. Орудие имело 30 правых нарезов с шагом в 25 клб. Вес всей установки составлял: модель Мк2 – 6440 кг, Мк3 – 3562 кг, Мк5,6,7,8 – 6577 кг.
Вес снаряда – 22,7 кг (заряда – 4,5 кг), масса метательного заряда – 12,7-13,6 кг; снаряженный выстрел весил – 43 кг. Начальная скорость снаряда – 701 м/с. Давление в зарядной камере достигало 2200 кг/см 2. При возвышении 30 градусов - дальность стрельбы на 14 630 м.
Теоретическая скорострельность орудия – до 12 выстрелов в минуту, однако по данным американских источников практическая скорострельность орудий данного типа составляла 5 выстрелов в минуту (для КР «Олимпия»). При этом анализ расхода боеприпасов в сражении у Кавите (май 1898 г.) дает реальную скорострельность чуть более 1 выстрела в минуту! Боезапас зависел от корабля: например для броненосцев типа «Кирсардж» он составлял 256 снарядов на орудие, для крейсера «Цинциннати» - всего 100 снарядов, для крейсера «Олимпия» - всего 964 унитарных выстрела в артпогребах на 10 орудий.
При использовании бронебойных снарядов на дистанции 3000 ярдов (2750 м) гарантировалось пробивание 70 мм крупповской нецементированной бортовой брони (типа KNC), на дистанции – 6000 ярдов – 36-мм брони. Снаряд с начальной скоростью в 701 м/с мог пробить у среза ствола стальную плиту в 236 мм; на дальности 1500 ярдов (1370 м) скорость падала до 522 м/с, толщина пробиваемой плиты – до 155 мм; на дальности 2000 ярдов (1830 м) скорость составляла 473 м/с; а на дальности 9000 ярдов (8230 м) снаряд пробивал стальную броню толщиной 48 мм.
Пушки размещались на одноорудийных лафетах: для моделей Мк 2,3,4 – на центральном штыре. В последующем орудия начали устанавливать на тумбообразные опоры из стали (модели Мк5,6,7,8). Например, крейсер «Бруклин» в 1901 году уже имел свои 127-мм/40 скорострельные орудия именно на таких опорах. Наведение - ручное, для казематных орудий - 137 градусов (КР «Бруклин»), 113-116 градусов (КР «Олимпия»); для открытых палубных установок: около +150/-150 градусов.
Американские эксперты высоко оценивали орудия данного типа, которые по точности и скорострельности намного превосходили 203-мм орудия. Вместе с тем, отмечались и недостатки, к самым из существенных из которых были отнесены: несоразмерно малый запас снарядов на кораблях для данного типа (даже с учетом того, что в реальном бою скорострельность была в 5 раз ниже, чем практическая); маломощность подъемников, не способных обеспечивать орудия снарядами в требуемом темпе.
В любом случае, считается, что именно данным орудиям американский флот был обязан за победу у Кавите 1 мая 1898 года, в ходе которого американские крейсера из 20 -127- мм орудий выпустили 622 снаряда, что составило 41,4 % израсходованного боезапаса данного калибра, добившись при этом 22 попаданий (3,5%). Для сравнения: 23- 152-мм пушки американских крейсеров в том же бою, израсходовав 635 снарядов, добились 7 попаданий (1,1%).
Хотелось бы еще отметить, что некоторые из 127-мм/40 пушек в дальнейшем были укорочены до 25 калибров и использовались для разработки опытных образцов зенитных орудий, что в последующем привело к созданию достаточно эффективного 127-мм/25 зенитного орудия Мк10.
Продолжение следует...