Найти тему
Неизвестное

Почему США прекратили программу Спейс Шаттл?

Космос, наука, тайны, НЛО, США
Космос, наука, тайны, НЛО, США

8 июля 2011г. космический челнок «Атлантис» совершил последний полет по программе «Спейс Шаттл». Программа была закрыта как исчерпавшая свои возможности. Что под этим подразумевается – нам на 100% не скажут. Прекратилось финансирование в NASA, морально и физически устарели космические челноки, слишком дорого стали обходиться запуски? Возможно. Но чтобы хоть частично для себя ответить на эти вопросы – предлагаю немного подробнее изучить эту программу

Всего было построено пять челноков. Программа по созданию пилотируемых полетов на них началась в далеком 1972г. с подписания контракта на разработку первого челнока. Это был аппарат «Колумбия». Начали его строить в 1975г., а в 1981г. он совершил первый полет. И он летал до 2003г. (до аварии), совершив 28 полетов на орбиту. До этого была авария с челноком «Челленджер» в 1986г. (челнок совершил 39 полетов). Аварии трагичные, т.к. на борту находилось по 8 астронавтов.

Челнок «Атлантис» совершил 33 полета, а «Индевор» — 25 полетов. В сумме: 135 запусков.

Это не штучные полеты, а как видно — вполне многоразовые. Но за этой многоразовостью стоят работы по практически полной переборке двигателей шаттлов после каждого полета. А все из-за того, что они использовались и при старте и при входе (торможению) в атмосферу.

США, Космос, НЛО, тайны, наука
США, Космос, НЛО, тайны, наука

Не достигнутые цели и провалы:
  • Качественное облегчение доступа в космос. Вместо снижения цены за килограмм на два порядка, «Спейс Шаттл» стал одним из самых дорогих средств доставки спутников на орбиту.
  • Быстрая подготовка шаттлов между полётами. Вместо ожидаемого срока в две недели между полётами, шаттлы готовились к пуску месяцами. До катастрофы «Челленджера» рекорд между полётами составлял 54 дня, после «Челленджера» — 88 дней. За все годы эксплуатации шаттлов они запускались в среднем 4,5 раза в год вместо минимально допустимых по расчетам 28 раз в год.
  • Простота обслуживания. Выбранные технические решения были очень трудоемкими в обслуживании. Главные двигатели требовали демонтажа и много времени на сервис. Турбонасосные агрегаты двигателей первой модели требовали полной переборки и ремонта после каждого полёта. Плитки теплозащиты были уникальны — в каждое гнездо ставилась своя плитка. Всего плиток 35 000, к тому же, они могут быть потеряны или повреждены в полёте.
  • Замена всех одноразовых носителей. Шаттлы никогда не стартовали на полярные орбиты, что нужно в основном для разведывательных спутников. Велись подготовительные работы, но они были остановлены после катастрофы «Челленджера».
  • Надежный доступ в космос. Четыре орбитера означали, что катастрофа шаттла — это потеря четверти флота. После катастрофы полёты прекращались на годы. Также, шаттлы были печально известны постоянными переносами пусков.
  • Грузоподъемность шаттлов оказалась на пять тонн ниже требуемой спецификациями (24,4 вместо 30)
  • Большие возможности горизонтального маневра никогда не применялись в реальности из-за того, что шаттл не летал на полярные орбиты.
  • Возврат спутников с орбиты прекратился в 1996 году. С орбиты было возвращено всего пять спутников.
  • Ремонт спутников тоже оказался слабо востребован. Всего было отремонтировано пять спутников (правда, Хаббл обслуживали пять раз).
  • Принятые инженерные решения негативно влияли на надежность системы. На взлете и посадке были участки без шансов на спасение экипажа при аварии. Из-за этого погиб «Челленджер». Миссия STS-9 чуть не кончилась катастрофой из-за пожара в хвостовой части, который возник уже на посадочной полосе. Случись этот пожар минутой раньше, шаттл бы упал без шансов на спасение экипажа.
  • То, что шаттл всегда летал пилотируемым, подвергало риску людей без необходимости — для рутинного запуска спутников хватало автоматики.
  • Из-за низкой интенсивности эксплуатации шаттлы устарели морально раньше, чем физически. В 2011 году «Спейс Шаттл» был очень редким примером эксплуатации процессора 80386. Одноразовые носители можно было модернизировать постепенно новыми сериями.
  • Закрытие программы «Спейс Шаттл» наложилось на отмену программы «Созвездие», что привело к потере самостоятельного доступа в космос на многие годы, имиджевым потерям и необходимости покупать места на космических кораблях другой страны.
  • Новые системы управления и надкалиберные обтекатели позволили запускать большие спутники на одноразовых ракетах.
  • Шаттл держит печальный антирекорд среди космических систем по количеству погибших людей.

Основным критерием закрытия программы считают стоимость запусков

США же печатает доллары. Им жалко миллиардов до такой степени, что после прекращения программы они утратили возможность отправлять своих астронавтов на собственных аппаратах? Программу «Созвездие» тоже свернули, зарыв миллиарды. США начали приобретать наши ракетные двигатели серии РД. А где, спрашивается, их Rocket System 25 (RS-25), которые устанавливались на шаттлах?

Их очень дорого производить, что дешевле купить в России РД-180? С таким курсом валюты – скорее всего дешевле купить наши. А до 2014г. – тоже было невыгодно? Странно, но программа «Спейс Шаттл» повторяет судьбу ракеты Сатурн-5 и в целом лунную программу Аполлон. Что тогда, что сейчас – наследия в наработках, в технологиях не остается. Все растворяется с уходом мелких компаний из проектов NASA? Думаю – да. И в этом никто не признается.

При госмонополии в космической отрасли в России еще хоть как-то теплится пилотируемая космонавтика. Но разделите Роскосмос как Чубайс единую энергетическую систему страны — и про космос можно забыть.

Сейчас в США пилотируемой космонавтикой занимаются какие-то частные компании. В США эти частные компании ведут деятельность по создания аппаратов и разработке программ. Не без поддержки NASA. Вот только часть из них: Boeing, SpaceX, Sierra Nevada, X Prize, Virgin Galactic, Blue Origin.

Посмотрите также:

Как три советских охотника наткнулись на НЛО посреди тайги

Документы КГБ в синей папке. Контроль за НЛО

Неизвестная история Марса, секретные космические поселения.

Секрет Сфинкса

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц