Моногамия и полигамия – две стороны одной монеты
По статистике 76% мужей в течение жизни хотя бы раз изменяли своим супругам. При этом неверными оказалось лишь 46% жён. Считается, что причина этого – биологически обусловленная мужская полигамия – склонность к многоженству. Так ли это?
Гориллы и шимпанзе
Как обстояли дела на семейном фронте у древнего человека, к сожалению, установить невозможно - письменных источников, увы, нет. Однако, первобытные Ромео столкнулись с проблемой, незнакомой самцам обезьян-приматов – по внешнему виду самки невозможно определить, готова ли она к зачатию.
Первобытные Джульетты старались очаровать доверчивого возлюбленного, используя свою благосклонность, чтобы получить защиту или высокий статус. А самцы, чтобы произвести потомство вынуждены были оплодотворять как можно больше самок.
Теоретически все приматы должны быть полигамными, как это заведено у прочих обезьян. Практически – у каждого вида свои традиции.
Рыжие и флегматичные орангутанги вообще избегают семьи и брака. Самцы у них живут поодиночке, самки вместе с детенышами. Во время случайных встреч они стараются обойти друг друга, встречаясь только для зачатия потомства.
У горилл – классический гарем, со старшим мужем, тремя-пятью жёнами и одним-двумя бродячими молодыми самцами, норовящими откусить свою долю запретного плода. Старый вожак следит за приключениями самок, нещадно колотя юношей за попытки очаровать вожделенных красоток.
Шимпанзе – сторонники беспорядочных связей, о которых писал Маркс, как о стадии развития социальных структур в первобытном стаде. Никаких устойчивых пар не создаётся, отцы детей не кормят и «женам» не помогают, хотя и защищают от врагов свою группу. Зато довольно крепки связи «мать-дети», «братья-сёстры» - момент, характерный и для многих первобытных племен. И, в отличие от людей, шимпанзе предпочитают пожилых самок молодым – у более опытной больше шансов выкормить и вырастить детёныша.
У карликовых шимпанзе бонобо царит матриархат и свободная любовь. Во главе маленьких общин шимпанзе стоят старые мудрые самки, способные дать отпор самому сильному самцу. С помощью близости эти милые обезьяны улаживают все конфликты, разрешают споры.
Учитывая, что человек биологически ближе всего к шимпанзе, он должен быть склонен именно к беспорядочным связям. Однако, на практике личная жизнь у первобытных племён строго ритуализована и табуирована, промискуитетом там и не пахнет. Большинство населения в странах, где разрешено многожёнство, живут в моногамных браках. Позволить себе двух и более супруг могут только хорошо обеспеченные люди, это показатель социального статуса, а не биологический механизм.
Как это делали в Египте?
В какой момент люди начали играть свадьбы, сказать нельзя. Однако институт брака в той или иной форме есть у всех народов Земли и первые писаные законы (закон Хаммурапи, Вавилон) уже содержат упоминания о семье и семейном праве.
«Башту, дочь жрицы Шамаша Белисуну, дочери Узибиту, взял Риму, сын Шамхату, для брака и супружества. 10 сиклей серебра ее свадебный подарок. С того момента, как она их получит, она будет удовлетворена. Если Башту скажет своему супругу Риму: «Ты не муж мой», - она будет убита и брошена в реку. Если Риму скажет своей супруге Башту: «Ты не жена моя», - должен он дать ей разводную плату 10 сиклей серебра. Шамашем, Мардуком, царем... клялись они».
У первобытных народов брачные традиции выглядят дикими для европейцев. В некоторых австралийских, меланезийских, африканских и индейских племенах мужчины и женщины живут отдельно, есть разделение на мужские и женские работы, жилье, посуду и даже пищу (женщины, например, не имеют право есть свиней).
У многих племен по сей день практикуется гостеприимный гетеризм - хозяин дома предлагает гостю не только еду и кров, но и свою жену. Отказаться - значит смертельно обидеть и хозяина и весь его род. Мнения жены не спрашивают. При этом родство нередко считается по матери и братья матери считаются ближайшими родственниками детей - как у нас отцы.
А у некоторых тибетских народов до сих пор практикуется полиандрия – женщина выходит замуж сразу за всех братьев в семье и сама решает, кто будет «старшим любимым мужем».
Семейные традиции древних цивилизаций разнообразием не отличались. Самый популярный вариант на Востоке – муж, старшая жена, несколько официальных младших жен и многочисленные наложницы и рабыни, не имеющие никаких прав. При этом законными считаться могли как дети от жён, так и дети от наложниц, если наложница, согласно обычаям «рожала на колени» своей госпоже. А у фараонов сохранился древний обычай – жениться на собственной сестре, чтобы сохранить царскую кровь в чистоте.
В иудейской традиции многожёнство изначально являлось нормой – праотец Авраам имел жену Сарру и наложницу Агарь, Иаков был женат на Рахили и Лии, и имел наложниц Валлу и Зелфу, у царя Соломона было семьсот жён и триста наложниц. В то же время Исаак был женат на одной Ревекке и никаких сведений о других его пассиях в Библии нет. В 11 веке рабби Гершом запретил иудеям быть двоеженцами, однако в марокканской и некоторых замкнутых ортодоксальных общинах это негласно практикуется и в наши дни.
Ислам разрешает многожёнство с единственным условием – мужчина может брать себе столько жён, сколько в состоянии прокормить, содержать и обеспечить вниманием. Женщина, считающая, что ей недодают, имеет полное право требовать развода. Допустимы и временные браки «никах-уль-мута» – после определенного срока «жена» снова становится свободной, а её дети не могут претендовать на поддержку и имущество «мужа».
Христианская традиция многожёнство запрещает, за редкими исключениями (Лютер, например, был уверен, что мужчина может брать двух и более жён). А вот в многочисленных сектах полигамия встречается нередко – взять хотя бы мормонов или виссарионовцев.
По скромному мнению автора статьи - многоженство не худший вариант семейного устройства. Особенно в сравнении с изменами, беспорядочными связями, разводами и прочими приметами современности. Если мужчина в состоянии стать главой большой семьи, давая любовь, пищу и защиту всем женам и детям поровну, как заповедал Пророк - честь ему и хвала. Жаль, такие герои вымирают как мамонты...
Впрочем и многомужество - неплохой выбор :)