Расстреливали Александра Абрамовича в Москве в "Петровском парке" 5 сентября 1918 года по приказу зам. пред. ВЧК Петерса. Командовавший привидением в исполнение приговора, узнал в Виленкине старого товарища. Желая простится, он обратился к тому: «Уж ты, Саша, извини их, если они не сразу тебя убьют: они сегодня в первый раз расстреливают». — «Ну, прости и ты меня, если я не сразу упаду: меня тоже сегодня в первый раз расстреливают…» — ответил тот.
Родился А. А. Виленкин в Царском Селе 5 июня 1883 года в богатой еврейской семье. Отец — Абрам Мордухович (Маркович) Виленкин (1840–1924) был купцом первой гильдии, сыном потомственного почётного гражданина и купца первой гильдии Мордуха Янкелевича Виленкина (1802—1889) из Новогрудка, что давало ему право жить вне черты оседлости. Мать — Рахиль Виленкина. С золотой медалью закончил Императорскую Николаевскую Царскосельскую гимназию в 1901 году. Владел немецким, французским, итальянским и в совершенстве разговаривал на английском языках. Закончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и юридический факультет 1906 году. Записался вольноопределяющимся (без жалования) в Сумской 1-й гусарский полк. Среди офицеров полка был равным и имел среди них много друзей . Сам же офицерского чина не получил (на иудеев офицерский чин не распространялся) и уволился в запас младшим унтер-офицером. С началом первой мировой вернулся в родной полк и храбро сражался. Получил семь из восьми возможных наград ( от восьмой несколько раз отказывался, мол не зачем еврею выделятся) и был полным Георгиевским кавалером.
По воспоминаниям Сергея Волконского ( бывшего директора Императорского театра) и друга по полку гусара Владимира Литтауэра, Виленкин проявлял чудеса храбрости и находчивости. Как то раз получив ранение, тут же принялся сочинять по этому поводу стишок. Или как в кровопролитном бою, когда страх смерти овладел всеми, предложил полковнику шоколадку! за что тут же был послан к чёрту. Ставил многочисленные спектакли и театрализованные представления, сочинял стихи, на которые в полку слагали песни. Одним словом был душой полка
В 1917 году был произведен в штаб-ротмистры, позже избран председателем полкового комитета, затем стал председателем армейского комитета 5-й армии ( т.е был равным командарму) , тесно сотрудничал с её командующим генералом Ю. Н. Даниловым. «Задача нашего комитета — довести армию до того состояния, чтобы по приказу командующего армией любая часть арестовала без колебаний комитет», говорил он. Войтинский В. С. писал о А.А. Виленкине: - «Говорил он блестяще — ярко, остроумно, смело, — и его манеры, видимо, импонировали солдатам». В то же время «был человеком негнущимся, не умеющим льстить толпе». После развала фронта Александр стал одним из руководителей " Союза евреев воинов". Одновременно руководил боевой группой еврейской самообороны при Союзе. Официально состоял юрисконсультом английского посольства в России. Виленкина очень волновала судьба России. В октябре 1917 года он вступает в антисоветский " Союз защиты Родины и Свободы" и возглавляет кавалерийский центр.
В мае 1918 года А. А. Виленкин и его товарищи были арестованы (по доносу). Он мог скрыться, но задержался уничтожая документы которые могли выдать его товарищей. Сидел он в Таганской тюрьме всячески помогал товарищам, поддерживая их. Обучал английскому, игре в шахматы, устраивая турниры. Помогал друзьям по несчастью в качестве адвоката. Даже выпускал газету и спектакли. Большевики долго не решались его расстрелять, помня о том что при царском режиме многих из них он спас от каторги и расстрела, защищая в суде. Сам Ф.Э. Дзержинский приказал его не трогать но и не выпускать. На суде все вели себя по разному. Кто то сдавал товарищей, кто то плача каялся. Виленкин не назвал никого, и со спокойствием выслушав смертный приговор, тут же написал стихотворение :
«От пуль не прятался в кустах.
Не смерть, но трусость презирая,
Я жил с улыбкой на устах
И улыбался, умирая».
Но по распоряжению Дзержинского расстрел был холостым, дабы вразумить непокорного - НЕ ПОМОГЛО. И 5 сентября 1918 года в день объявления " Красного террора", приговор был приведён в исполнение. Из предсмертной записки сёстрам: - " Тяжело умирать когда вся жизнь ещё не прожита, когда многое ещё впереди и три года войны остались позади. Но я не боюсь смерти. Я буду спать так же спокойно как и каждую ночь. Моя совесть чиста, поскольку я никогда не совершал без честных поступков, и смотря в лицо смерти не поддался соблазну купить себе жизнь за счёт других." Это не бравада и я не предвосхищаю моего героя, за его борьбу с большевиками. Меня восхищает его мужество и чувство собственного достоинства.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, пишите в комментариях, подписывайтесь на мой канал.