Пока в Европе свирепствует «чума XXI века», знаменитая на весь мир Венская опера закрыта как минимум до июля 2020 года. А россиянам попасть в неё не удастся и того дольше. Когда я был в Вене в январе 2017 года, не сходить в Венскую оперу казалось преступлением, ведь это почти единственное, что я слышал о Вене до того момента. Зато теперь я имею возможность провести вас на виртуальную экскурсию по этому великолепному зданию.
Венская государственная опера образовалась в XVII веке как театр при императорском дворе. В 1869 году в присутствии Франца Иосифа и Елизаветы Баварской было открыто нынешнее пышное здание, выходящее фасадом на Ринг ‒ венский «аналог» московского Бульварного кольца.
Театр был открыт постановкой «Дон-Жуана» Моцарта. В 1875-1897 годах руководителем театра был Ханс Рихтер, поставивший «Кольцо нибелунга» Вагнера, «Отелло» Верди и цикл моцартовских опер.
Так здание выглядит на бумажном макете Вены конца XIX века.
В 1897-1907 годах во главе театра стоял выдающийся композитор Густав Малер. В этот период тут впервые ставятся «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П.И. Чайковского.
А мы вошли в вестибюль театра.
Театр начинается с вешалки, и мы в гардеробе. Но нам не сюда. Это место для «нищебродов» из партера :)
Нам туда, где вычурный мраморный камин.
На второй этаж, в роскошный фуршетный зал.
Вторая половина зала занимает обширный балкон, который застеклили специальными металлическими рамами, не прикасаясь к архитектурному убранству здания.
Отсюда есть выход на главную парадную лестницу, связывающую вестибюль со входом в зал.
В 1945 году здание театра было разрушено при бомбардировках города. Следующий сезон открылся лишь в 1955 году, после восстановления здания.
Потолок над лестницей выше всяких похвал.
По окружной галерее поднимемся на самый верх.
Отсюда всё пространство лестницы как на ладони.
Потолочные своды и кессоны с лепниной.
Фрески и позолота.
Но, как говорилось перед одной из таганских постановок:
Хватит шастать по фойе, проходите в залу. Хочешь пьесу посмотреть ‒ так смотри с начала!
Обтянутый красным шёлком коридор ведёт нас на прогулку в партер.
За огромным огнеупорным занавесом скрывается сцена с кулисами, которая по площади не уступают зрительному залу.
Хотя зрительный зал огромен. Три балкона заняты ложами. Где-то там наши места.
Самые «почётные» ложи расположены сбоку от сцены.
Потолок с гигантской тороидальной люстрой.
Оркестровая яма.
Венская опера по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы, и в первую очередь Моцарта.
Святая святых ‒ пюпитр дирижёра. Здесь только живая музыка и живое пение.
Эти двери ведут в ложи, в одной из которых нам забронированы места.
Ложа гораздо больше, чем может показаться из партера. Тут имеется прихожая со скамейкой, вешалкой, зеркалом и полочкой. Именно поэтому мы гордо проскочили общий гардероб :)
Сама ложа. Тут вместо мягких кресел в три ряда установлены стулья.
Слева в стене видны поворотные ж/к экраны, на которых во время представления транслируются субтитры по немецки или английски, на выбор.
Зал отсюда как на ладони.
Слева от нашей лежит ряд других таких же лож.
А справа ‒ большая ложа на много мест. Смотрится как филиал партера.
Но вот, наконец, началось представление. Мы купили билеты на «Гензель и Гретель» ‒ классическую немецкую сказку братьев Гримм.
Я успел сделать пару кадров на поклонах главных действующих лиц.
Постановка впечатляющая, яркая, много световых эффектов. Мне понравилось, хотя опера ‒ точно «не мой» жанр. Вы можете сами оценить наиболее зрелищные фрагменты представления, показанные в трейлере: