Исмихан Кая-султан родилась в 1633-ем году, в столице Османской Империи, городе Стамбуле. Айше-султан родила Исмихан во дворце Топкапы, отцом девочки был султан Мурад IV. У Исмихан было одиннадцать полнородных братьев и сестёр, но до зрелого возраста дожили только восемь. Рождение девочки отмечалось повсеместно: городские лавки и базары были украшены лентами, на которых было написано имя новородившейся султанши.
Спустя неделю после рождения Исмихан, султан преподнёс ей подарок. Мурад собрал всех родственников в зале и нарёк дочь вторым именем - Кая, которое с турецкого означает "скала". Султан сказал, "Кая, поскольку я нарёк тебя именем скалистым, то я дарую тебе одежду, такую же каменную, как и твоё имя". Мурад подарил дочери рубашку из асбеста, твёрдого горного льна, которая, словно камень, была твёрдой на ощупь.
Исмихан была любимой дочерью Мурада и Айше, а также любимой внучкой Кёсем-султан. Конечно же Кёсем, которая пыталась заключить как можно больше политических связей, не стала выпускать из рук возможность обзавестись ещё одним соратником с помощью юной Каи. Когда Кае-султан исполнилось 11, Кёсем преподнесла ей некий подарок - свадебное платье. Спрашивать желания самой девочки никто и не собирался.
В 1644-ом году Исмихан Кая-султан вышла замуж за великого визиря, Мелек Ахмеда-пашу. Перед свадьбой девушка посетила гадалку, чтобы узнать, будет ли её брак счастливым. Предсказательница сказала, что Кая умрёт при родах и брак сыграет в её жизни траурную роль. Эти слова не выходили из головы султанши очень долгое время. В первую брачную ночь она ударила Ахмеда кинжалом и тот не смог исполнить супружеский долг.
В очередной раз, когда Ахмед-паша пытался притронуться к жене, Кая нападала на него. Однажды она отрезала ему бороду, пока он спал, за то, что Ахмед снова домогался до неё. Все служанки поддерживали Каю и если Ахмед вновь пытался довершить брак. Целых семь лет Ахмед не трогал жену, Кёсем-султан заподозрила что-то неладное. Султанша позвала внучку и зятя к себе и спросила, почему за такой приличный срок Кая всё ещё не забеременела.
Ахмед ответил, что он ни разу не притронулся к жене. Кёсем разгневалась на внучку и заперла её в одной комнате с Ахмедом, там Кае пришлось сдаться. После этого она забеременела. Спустя год Исмихан благополучно родила дочь, которую назвали Афифе-султан. Всех своих прежних заступниц она прогнала из дома и, кажется, полюбила мужа.
2 сентября 1651 года была убита Кёсем-султан. Против Мелека Ахмеда-паши были выдвинуты обвинения командой нового великого визиря, Сиявуша-паши. Кетхюд Мелека Ахмеда-паши был заключён в тюрьму и ему вместе с Ахмедом-пашой было предъявлено обвинение в растрате денег. Когда Эвлия Челеби сообщил об этом Кае-султан, она немедленно отправилась к своей двоюродной сестре — жене Сиявуша-паши, Ханыме-султан, и велела позвать её мужа.
Когда Сиявуш-паша пришёл, Кая-султан набросилась на него с обвинениями в убийстве своей бабушки, Кёсем-султан. Она заявила, что не позволит держать в тюрьме слугу своего мужа, что если требуется, она сама заплатит нужную сумму. Всё ещё в ярости она отправилась прямо к новой валиде, а потом и к султану. Три дня спустя кетгута был освобождён, а Сиявуш-паша усилиями Каи-султан лишён поста.
Осенью 1654 года, когда Кая была беременна второй раз и находилась на седьмом месяце, Ахмед-паша был вызван в Стамбул, где получил назначение в Ван. Великий визирь требовал немедленного отправления Ахмеда на место службы. Столь стремительное назначение и отправка заставили Каю думать, что её мужа хотят убить. Она отправилась навстречу мужу в Стамбул через пролив; лодки, на которых плыли супруги, встретились, но у Каи начались преждевременные роды.
Когда супруги добрались до дома, Ахмед-паша раздал 10 000 акче домашним, чтобы каждый прочитал тысячу раз «аль-Ихлас» за благополучное разрешение его жены от бремени. Присланные к Ахмеду-паше люди великого визиря продолжали настаивать на немедленном отъезде в Ван, однако Ахмед-паша отказался оставлять жену во время родов.
Кая родила мертворождённого сына. По свидетельству Эвлии Челеби, Ахмед-паша, держа его и плача, говорил: «Смотрите, какой был бы красивый ребёнок». Не дожидаясь похорон ребёнка, великий визирь вновь отправил к паше своих людей, однако на этот раз Ахмед-паша прогнал их, применив к ним силы.
Уже после отъезда Ахмеда-паши были арестованы несколько человек из его окружения, включая кетгуду, дефтердара (казначея), начальника канцелярии. Эвлия Челеби, явившись к Ипширу-паше по вызову, слышал их крики. Ему продемонстрировали несчастных, раздетых донага и посаженных в бассейн (была зима) в цепях. Он должен был уговорить их отдать деньги, якобы растраченные или присвоенные. Эвлия Челеби, сделал, что мог, поговорив с ними.
Они согласились отдать всё, что могли, однако через день Кая-султан сообщила Эвлии, что их повезли, якобы в ссылку, но по дороге убили[18]. Кая-султан снабдила Эвлию деньгами и отправила к Мелеку Ахмеду-паше, сообщая мужу, что он должен быстрее добраться до Курдистана. По её словам, Ибшир-паша просил у султана фирман на казнь Мелека Ахмеда-паши, однако и султан, и валиде-султан были против. «Этот Ибшир-паша моему супругу родич, но он ему и скорпион». В марте 1654 года Эвлия Челеби выехал вслед за Мелек Ахмедом-пашой, избегая больших дорог и постоялых дворов.
В 1659 году великий визирь Кёпрюлю Мехмед-паша велел конфисковать 47 000 баранов, много мулов и верблюдов из поместья Ахмеда-паши. Супруги уехали из Стамбула в загородный дворец в Бейкозе, чтобы быть подальше от глаз и не провоцировать великого визиря.
В 1659 году Кая родила вторую дочь, названную Фатьмой. За несколько месяцев до беременности Кае и Ахмеду-паше стали сниться пророческие сны, которые предрекали скорую смерть султанше от потери крови. Мелек-паша, чтобы успокоить жену, посоветовал ей раздать большую сумму беднякам и подарки почитаемым в столице людям.
Сама Кая стала ещё более набожной, чем прежде. После рождения дочери Мелек-паша раздал ещё раз огромную сумму в качестве подаяния. Однако роды прошли с осложнениями: отслоившаяся плацента осталась внутри матери; акушерки в течение трёх суток пытались помочь Кае, зачастую весьма болезненными способами.
На четвёртый день после родов Кая умерла от большой кровопотери. Несмотря на наличие дочери и вдовца, имущество султанши, по традиции, было передано в государственную казну, при этом великий визирь Кёпрюлю Мехмед-паша приказал забрать всё, находившееся во дворце Каи-султан, в том числе ценности, одежду и оружие Ахмеда-паши. По свидетельствам современников, Ахмед-паша, горячо любивший жену, со слезами бросился на её гроб, чем вызвал осуждение окружающих. «Несравненная девочка, сияющая луна» — вспоминал о ней Ахмед-паша.