В одном из своих уже ежедневных обращений президент Владимир Зеленский порекомендовал согражданам отправиться в путешествие. Виртуальное. Я решила его рекомендациям последовать и перешла по ссылке. Там 25 музеев. Большинство - тематические, посвященные «национально-освободительной борьбе» ОУН-УПА и ее руководителям - Шухевичу, Бандере, Коновальцу...
Меня заинтересовали два стрыйских музея. Дело в том, что с городом Стрый в Львовской области у меня очень давние и очень личные связи. Правда, последний раз я была там шесть лет назад. Но места новых музеев, указанных на сайте, хорошо знаю.
Итак, мемориальный музей-усадьба семьи Бандеры. Когда-то это был просто маленький уютный сквер на Львовской улице. Случалось там сидеть на лавочке.
Однажды приехала в Стрый и увидела новую ограду вокруг сквера и мемориальную доску. Надпись указывала, что это усадьба "роду Бандерів". Некий меценат из канадских украинцев установку этой доски профинансировал.
Сразу за сквером в небольшом домике раньше располагалась какая-то контора. Лет десять назад этот домик тоже стал музеем все той же семьи.
Тогда же, в нулевых, появился памятник Степану Бандере возле седьмой школы. Вернее, это я ее знаю как седьмую. Думаю, сейчас здесь какая-нибудь гимназия имени Степана Бандеры.
Следующее хорошо мне знакомое место в Стрыю – мемориальный комплекс «Борцям за волю України».
В прошлом это австрийская, потом польская, потом советская тюрьма, а с середины шестидесятых - спецшкола для девочек. Разумеется, основная экспозиция посвящена временам «советской оккупации».
Приводить это описание не буду, поскольку получится недопустимый на Дзене контент. Тюрьма, одним словом.
Я знаю это место не как тюрьму, а как спецшколу, которую по-макаренковски называли иногда колонией. Такие спецшколы существовали почти до начала двухтысячных в уже независимой Украине. У нас в Николаеве тоже была спецшкола, но для мальчиков, на Аляудах.
Так вот, в стрыйской спецшколе для девочек мастером производственного обучения много лет работала моя тетя. Шили они там рабочую одежду и постельное белье. На территории школы я не была, но проходную хорошо помню. А однажды даже ездила вместе с воспитанницами и работниками заведения на скалы Довбуша.
Новый музей открыли в 2005, но я туда принципиально не пошла.
Ну и немного о том, чего ни на какой музейной карте нет. О кладбище.
На кладбище городское к родным могилам в каждый свой приезд хожу обязательно. В старой части кладбища есть (вернее. были) воинские захоронения.
На надгробных плитах фамилии разные – украинские, русские, грузинские, армянские…. И даты гибели тоже разные, но в основном – 1945 – 1950. Я как-то даже фотографировала их на телефон. К сожалению, много времени с тех пор прошло, телефоны менялись, фото удалялись.
В интернете нашла видео 2015 года со стрыйского кладбища. (Ссылку оставлю в комментарии). Не знаю, что там сейчас.
Повторюсь, последний раз я была в городе в январе 2014 года. Тогда на одном участке воинского кладбища стоял бульдозер, и рядом - вывороченные надгробья. Что это было – не знаю. Может, реставрация, а может, освобождали площадку для какого-нибудь нового мемориала, как это было сделано в Ивано-Франковске.
Запретные темы в СССР
Вот такое виртуальное путешествие на малую родину у меня случилось по совету президента.