Найти тему
Локотехника

Почему первые русские паровозы Черепановых вскоре снова заменили на конную тягу

Копия первого русского паровоза Черепановых в Москве
Копия первого русского паровоза Черепановых в Москве

Эта история cлучилась в Российской Империи, где летом 1834 года в Нижнем Тагиле главный механик металлургических заводов, принадлежащих промышленникам Демидовым, Ефим Черепанов и его сын Мирон создали первый русский паровоз. Однако уже через 3 года великое изобретение было забыто и произошёл возврат к конной тяге.

История и цель создания первого паровоза

Ходовые испытания первого русского паровоза прошли уже в сентябре 1834 года. "Cухопутный пароход", как называли его газеты того времени, имел мощность 30 лошадиных сил, развивал скорость до 17 км/ч и мог перевозить чуть более 3 тонн грузов.

Для первого паровоза Мироном Черепановым была спроектирована железная дорога длиной 853 м (около 400 саженей), которая позволяла возить медную руду напрямую с рудника на завод. Ширина колеи составляла 1645 мм, 2 аршина и 5 вершков, как считалось в то время. Кроме доставки медной руды на паровозе предполагалось катать высоких гостей.

Первый паровоз Черепановых. Рисунок из православного журнала «Фома».
Первый паровоз Черепановых. Рисунок из православного журнала «Фома».

Особенности второго паровоза Черепановых

Уже к марту 1835 года Черепановы достраивают свой второй паровоз, имеющий мощность 43 лошадиные силы с котлом большего размера, длиной 1829 мм и диаметром 1016 мм и цилиндров, диаметром 190,5 мм с ходом поршня 254 мм, а также модернизированными колёсными парами.

Он мог перевозить уже более 16 тонн грузов со скоростью до 16 км/ч. Для этого паровоза была даже выстроена специальная железная дорога от Выйского завода до Меднорудянского рудника длиной 3500 метров c небольшими складами воды, дров и угля по маршруту следования.

Недостатки первых паровозов и их судьба

Наряду с достоинствами первые русские паровозы Черепановых имели и ряд существенных недостатков. Так, например, в качестве топлива использовались дрова, причём их требовалось значительное количество, а подвозить их приходилось издалека(лес рядом с железной дорогой был уже весь вырублен). Плюс паровозы создавали конкуренцию подрядчикам конного извоза, да и дрова возможно было доставить только на лошадях.

Владельцы металлургических заводов Демидовы скептически отнеслись к созданию первых паровозов, так как были в то время заняты проблемами плохого сбыта производимого ими металла за границей. Весной 1837 года на демидовских заводах в Тагиле побывал цесаревич Александр, будущий царь Александр II, но к паровозам Черепановых интереса не проявил и даже отказался прокатиться.

Первый паровоз Черепановых был отставлен от работы уже в 1835 году, а в январе 1836 был разобран и отправлен на виллу заводчиков Демидовых во Флоренции, где стал использоваться как экскурсионный транспорт. Второй паровоз ещё эксплуатировали некоторое время, но вскоре им также перестали пользоваться.

Применение конной тяги для перевозок руды
Применение конной тяги для перевозок руды

Локомотивы снова заменили на гужевую тягу и лошади таскали вагонетки по рельсовой колее ещё долгое время. В России того времени оказались невыгодными перевозки по железной дороге, да и инфраструктура была не развита. Таким образом первые паровозы Черепановых не получили широкого распространения.

Мне интересно ваше мнение, пишите его в комментариях.

Подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить палец вверх, будет много интересного!

Читайте также статьи по теме:

Это устройство обслуживали 10 человек. О том, как немцы во время войны ломали шпалы, как спички