История покорения Африки казаками во главе с Николаем Ашиновым достойна была стать сюжетом приключенческого романа, однако вспоминают сейчас о ней нечасто.
Загадочный авантюрист
Колонизация Африки русскими началась, как ни странно, вовсе не с приказа сверху. Идея отправиться в Абиссинию, нынешнюю Эфиопию, пришла в голову авантюристу Николаю Ивановичу Ашинову.
Детали своего прошлого Ашинов освещал по-разному. Например, русским журналистам он представлялся выходцем из терских казаков, который еще в юности отправился за границу. Зарубежные знакомые Ашинова вспоминали о нем как о «вольном казаке».
Черноморское казачье войско
Авантюрист был известен еще до экспедиции в Африку. Сначала он наделал шума в Царицыне, затем, по его словам, отправился к казакам на персидское побережье Каспия, а после вернулся в Петербург.
Ашинов мечтал создать Черноморское казачье войско. Он основал Николаевскую станицу на Кавказе и заманил туда переселенцев. Авантюра с треском провалилась.
Крестовый поход в Эфиопию
Но Ашинов не унывал. Он уже мечтал воздвигнуть российский флаг на африканской земле. В Москве он наплел, будто бы русских казаков пытаются переманить на свою сторону англичане, но атаман их обманул, забрав все обещанные деньги. На деле же авантюрист отправился из Константинополя в Эфиопию.
Авантюрист зарабатывал имидж. В Москву он вернулся уже со страусом, девочкой-африканкой, которую отдали в монастырь, и чернокожим мальчиком, которого Ашинов держал при себе.
Экспедиция в Абиссинию
Наврав с три короба, женившись и заручившись влиятельной поддержкой, казачий Хлестаков собрал добровольцев и отправился в Африку. Его идеями заинтересовался даже сам Александр III.
В качестве пристанища атаман выбрал заброшенный египетский форт Сагалло, который в тот момент находился на побережье Французского Сомали. В январе 1889 полторы сотни вооруженных людей, одетые кто во что горазд — от черкесок до гимназических мундиров — совершили православную литургию и окропили стены Сагалло святой водой.
Затем Ашинов заявил, что земля на 50 верст по берегу моря и на 100 верст вглубь материка от этого места станет навеки русской. Крикнули «Ура!» и подняли российский флаг с желтым миссионерским крестом. Форт окрестили Новой Москвой.
Под обстрелом
5 февраля на горизонте показалась французская эскадра. Первый залп из пушки Ашинов он принял за салют. И лишь второй снаряд, попавший в главное здание форта, привел его в чувство. Прежде чем Ашинов вывесил рубашку вместо белого флага, погибли 6 человек. Авантюристов схватили и отправили обратно в Россию.
Последние дни атамана
Казалось бы, вот и сказке конец. Но Ашинов был настоящим авантюристом, и его приключения на этом не закончились. Сначала он предложил итальянцам возглавить экспедицию вглубь Эритреи, но не встретил отклика. Тогда атаман уехал в Париж, а оттуда — в Англию, всюду пытаясь получить позволение снова отправиться в Африку.