Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Анна Каренина" (СССР, 1967)

Анна Каренина. СССР, 1967. Режиссер Александр Зархи. Сценаристы Александр Зархи, Василий Катанян (по роману Льва Толстого). Актеры: Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Анастасия Вертинская, Ия Саввина, Борис Голдаев, Майя Плисецкая, Лидия Сухаревская, Софья Пилявская и др. 40,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Экранизируя знаменитый роман Льва Толстого "Анна Каренина", Александр Зархи (1908-1997) сконцентрировался в основном на любовной линии. Его выбор исполнительницы главной роли казался довольно неожиданным: ведь в течение предшествовавших лет Татьяна Самойлова (1934-2014) была эталонной актрисой экспрессивного, необычного по киноязыку кинематографа тандема Калатозов-Урусевский ("Летят журавли", "Неотправленное письмо"). Во время съемок, широко освещавшихся в прессе, журналисты и киноманы гадали - сможет ли "современная" Самойлова превратиться в русскую аристократку прошлого века? Опасения оказались напрасными. Татьяна Самойлова своей трактовкой роли убедила большинство зрителей в том, что Анна могла быть и такой, быть может, более приземленной, чем в иных экранизациях романа, но не менее страдающей и привлекательной.

-3

Гораздо легче были приняты публикой сухой и желчный Каренин в исполнении Николая Гриценко и Василий Лановой в роли красавца Вронского. Особенно хорош он был в сцене на скачках, эффектно снятой оператором Леонидом Калашниковым. Отмечу также потрясающую пластику и стать Майи Плисецкой, сыгравшей в фильме княгиню Бетси.

-4

Анализируя экранизацию романа Л. Толстого «Анна Каренина», предпринятую А. Зархи (1908-1997), кинокритик А.Свободин (1922-1999) посчитал, что «жестокости толстовского взгляда или впечатляющего собственного отношения автора экранизации фильму … недостает. Стремлением быть верным картинам и типам Толстого фильм в значительной мере обладает» (Свободин, 1968: 40). Свободин А. Анна Каренина. Экранизация 67-го года // Экран 1967-1968. М.: Искусство, 1968. С.35-40.

-5

А кинокритик Яков Варшавский (1911-2000) был более комплиментарен: «Шестнадцатая экранизация «Анны Карениной» в мировой кинематографии представляется мне наиболее успешной, внушающей искреннее уважение» (Варшавский, 1968: 12). Варшавский Я. Возможность счастья // Советский экран. 1968. № 3. С. 10-12.

-6

Российский кинокритик Сергей Кудрявцев напомнил читателям, что хотя «идеологическая социалистическая эстетика не терпела никакого надлома и надрыва в чувствах героев ни в современности, ни в прошлом, пусть и на материале классики, … Татьяна Самойлова с её актёрской темой "изломанности души" наиболее точно подходила для роли Анны Карениной как любящей женщины, бунтующей против лживой морали общества. … И то, что в итоге "Анна Каренина" Александра Зархи стала за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией классики после первой серии "Войны и мира", доказывает, что ориентация на чувственность и даже мелодраматизацию этого романа в ущерб его полифоничности и социально-историческому пафосу оказалась лучше всего востребованной отечественной аудиторией» (Кудрявцев С. Роман-экранизация с элементами мелодрамы. 19.12.2006. https://kinanet.livejournal.com/353865.html).

Итак, это были мнения кинокритиков.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц