Весной 2012 года небольшой экспедиционный отряд в составе сотрудников Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии Наук — Павла Косинцева и Николая Ерохина, а также сотрудника института истории и археологии УрО РАН Владимира Широкова предпринял поездку по Челябинской области. Инициатором и штурманом экспедиции стал челябинский краевед Владимир Иванович Юрин. Цель — знакомство с перспективными карстовыми образованиями
И вот мы в Варненском районе на берегу реки Нижний Тогузак. Здесь нас ждет удивительный памятник промышленной архитектуры — печь для выжига извести.
Обычно на Урале сооружали печи, очень похожие на домны, только, как правило, не из кирпича, потому что кирпич тоже надо делать. Подобные печи хорошо сохранились, например, в окрестностях города Межевого Челябинской области — прямо в долине реки Ай. Этим печам лет 50. Они являют собой высокие колонны, в которые закладывался известняк. Затем зажигался огонь, происходило обезвоживание — получалась известь. Но это лесная зона. Подобные же печи есть по линии железной дороги между Екатеринбургом и Нижним Тагилом.
А еще было традицией выжигать известь очень простым способом: на месте залегания известняков прямо в известняке находили яму, в нее закладывали уголь, сверху — известняк и все это поджигали. По готовности известь извлекали, а яму забрасывали или, может, использовали повторно. То есть сооружение было не надземное, а подземное.
Здесь же, в Варненском районе, на берегу реки Тогузак, обнаружился гибрид, причем гибрид архитектурный. В земле выкапывали не просто яму, а идеальный колодец диаметром со средневековую башню, выложили ее изнутри камнем, но башня эта тянется не вверх, а вниз, под землю. То есть, соорудили многоразовую печь для выжига извести. В нее, как в кастрюлю, закладывали уголь, сверху известняк, перекрывали крышкой и поджигали, чтобы все это томилось. После этого из нее доставалась известь. Как видим, это была не времянка, а это инженерно- архитектурное сооружение! И вот в районе поселка Горный, буквально в 2–3 километрах от него, два таких сооружения сохранились. Сохраниться помогло и то, что снаружи их не было видно. Даже жители поселка не знали об их существовании. Это не просто заброшенные карьеры, нормальные сооружения. Они не видны, потому что находятся на одном уровне с землей. Но если на компьютере открыть программу Google earth, то окажется, что обе печи великолепно видны из космоса. Они выглядят двумя темными оспинами на ровном пространстве степи, и понять их принадлежность невозможно.
От этих печей до Великопетровки и сейчас прослеживаются дороги, по которым вывозили готовую продукцию.
Диаметр сооружений — 10–12 метров, глубина около 6. Рядом с печью карьер для добычи известняка. Но откуда же брали уголь? А дело в том, что Великопетровка расположена на краю Карталинского бора — вот из сосны и выжигали древесный уголь. В степях Карталинского района много таких островных боров — источников изготовления угля.
Известь казаки Варненского района использовали для побелки своих домов. Строительство бревенчатых домов и побелка внутренних и внешних стен известью были в традиции казаков, получивших земли в степях Челябинской области через 30 лет после победы в Отечественной войне 1812 года. Вот и было налажено производство извести. Любопытно, что работы по добыче вели очень аккуратно, известняк брали квадратами, никаких особых изменений ландшафта не произошло — нет карьерных отвалов, обычных при таком виде работ.
В этом районе выходы известняка идут очень небольшими полосами и достаточно редки. А печей подобных конструкций на Урале и вообще не замечено. Скорее всего, в этой истории сыграла свою роль личность — появился человек, обладавший необходимыми знаниями, опытом либо выдумавший оригинальный метод. Несомненно, что этот памятник — уникальное явление в степной зоне.
Место интересно также тем, что в нескольких километрах от него находится устье реки Кисине, а рядом располагается древнее городище аркаимского типа, входящее в исторический комплекс «Аркаим — страна городов». На момент нашего посещения на нем велась предварительная археологическая разведка. Рядом — уже хорошо исследованный могильник, именуемый «Солнце», по названию ближайшего населенного пункта.
Вообще пещера в степной зоне — достаточно большая редкость. Наша экспедиция посетила Варваринскую пещеру недалеко от Магнитогорска и ряд других около станции Пещерная, их возможный возраст —
100–200 тыс. лет. Они перспективны для получения ископаемого материала. А здесь, в карьерах у подземных печей рядом с поселком Горное, разработки вскрыли очень древние замкнутые подземные полости, так называемый «погребенный карст», а вот их возраст может перевалить и за полмиллиона лет.
Оригинал статьи размещен в декабрьском номере журнала Уральский следопыт за 2012 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2012/12/24
автор Николай Ерохин
Фотографии предоставлены автором
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях