Найти тему
Морская коллекция

Миноносцы. Путь счастливого дракона. "Фулун".

Риса нет, а мак цветет -
Стонет гибнущий народ.
СЮЙ ЧЖО

Созданный стараниями прогрессивного губернатора столичной провинции империи Цин Ли Хунчжана Бэйянский (Северный) флот некоторое время,пока финансовые потоки из морского бюджета не были перенаправлены на строительство императорских дворцов и проведение высочайших юбилеев,был в числе самых передовых в мировом масштабе. Активно появлявшиеся тогда новинки в морском вооружении отслеживались и оперативно внедрялись.

Согласно китайской легенде в октябре 1874 года китайский порт Дагу был посещён неназванным русским кораблём, который продемонстрировал китайцам пуск торпеды. Ли Хунчжан, бывший свидетелем учебной стрельбы, изобретение оценил, и захотел купить новинку для своего Бэйянского флота. Это конечно только легенда,ибо первую партию торпед Уайтхэда русский флот закупил только в 1876 году.

Самоходные мины(торпеды) были изобретены английским инженером Робертом Уайтхэдом,а в 1872 году в австрийском тогда Фиуме им был построен завод ,крупнейший до мировой войны производитель торпед в мире. Первые торпеды были несовершенны: дальность действия была менее 600 метров, а скорость такой медленной, что от них было легко увернуться. Уайтхэд постоянно работал над усовершенствованием конструкции. С 1872 года торпедные аппараты начали ставить на корабли, а в 1876 году англичане построили HMS Lightning - прототип позднейших миноносцев водоизмещением всего 32 тонны,первый в мире корабль , основным оружием которого были торпеды . А потом миноносцы и миноноски начали появляться и в других странах. В 1877 году русскими моряками были потоплены два турецких военных парохода. В 1891 году один боевой корабль был потоплен торпедой в ходе Чилийской гражданской войны.

Когда Ли Хунчжан заключал контракт с англичанами на строительство двух крейсеров «Чаоюн» и «Янвэй», предполагалось, что они будут нести по два минных катера. Однако Армстронг самовольно заменил мины Уайтхэда на них шестовыми минами. Ли Хунчжан был в гневе и основной поток заказов был перенаправлен в Германию.

Бэйянский флот стал одним из первых в мире обладателей миноносцев. Они в китайском флоте появились с покупкой в 1880 году на немецкой верфи "Вулкан" в Штеттине двух кораблей(№20 и 21): "Гань №1"( «Цяньи» ,乾一) и "Гань №2"( «Цяньэр» ,乾二) ,соответственно «Непоколебимый №1» и «Непоколебимый №2» . Водоизмещение 28 тонн, длина - 26,82 метра, ширина - 3,05 метра, осадка - 1,02 метра. Двигатель - паровая машина мощностью 650 лошадиных сил, максимальная скорость - 18,2 узла. Основное вооружение состояло из торпедного аппарата 14-дюймового диаметра в носовой части и 37-мм пушки. Экипаж 16 человек. В июне 1884 г. Ли Хунчжан посетил Вэйхайвэй, где наблюдал за учениями экипажей миноносок и остался доволен скоростью кораблей и точностью пуска торпед.

Следующими стали 6 минных катеров- "Дин-и", "Дин-Эр", "Чжэнь-и", "Чжэнь-эр", Чжун-и" и "Чжун-эр" (Дин №1, Дин №2, Чжэнь №1, Чжэнь №2, Средний №1 и Средний №2). Куплены у "Вулкана" для размещения на броненосцах "Динъюань", "Чжэньюань" и крейсере "Цзинъюань". Катера имели водоизмещение 15,7 тонн, длину 19,74 метра, ширину 2,59 метра и осадку 1,07 метра. Двигателем была паровая машина мощностью 200 лошадиных сил, максимальная скорость 15 узлов. Стандартная вместимость угольного бункера - 14,5 тонн, максимальная - 28 тонн. Вооружение состояло из двух 14-дюймовых торпедных аппаратов. Крейсерские катера были меньше размером ,всего с одним 14-дюймовым аппаратом Шварцкопфа,но со скоростью 16 узлов.

Командование Бэйянского флота уже в 1885 г. приступило к созданию дивизиона мореходных миноносцев .Подрядчиком была выбрана германская фирма «Шихау» ,в 1884 построившая удачный миноносец S-1, для кайзеровского флота. После него фирма получила заказы от нескольких стран-в т.ч. России и Цинской империи.

Уже в 1884 г. цинская дипмиссия в Берлине заключила с «Шихау» контракт на постройку 10 торпедных кораблей для военно-морских сил провинций Гуандун и Фуцзянь. Первой причиталось девять миноносок водоизмещением 26 т, оснащенных 400-сильной паровой машиной и несших в носовой части один 350-мм минный аппарат Шварцкопфа. Фуцзяньская эскадра должна была получить один, но более крупный миноносец водоизмещением 115 т с двумя торпедными трубами. Он должен был отправиться в Китай своим ходом, тогда как его мелкие собратья планировались к перевозке в разобранном виде на борту рейсовых коммерческих судов. Две миноноски затонуло на борту сухогруза «Ферония» 12 января 1886 года. Остальные получили однотипные названия, начинающиеся с иероглифа «Лэй» («Гром») и несли патрульную службу на реке Чжуцзян до конца 1920-х гг.

А вот миноносец для Фуцзяньского флота был покрупнее .Корабль длиной 45 м проектировался и строился под условным обозначением S-10 (заводской №303), а позднее получил название «Фулун» («Счастливый дракон») . Миноносец обошелся казне в 57 тыс. лян серебра. На ходовых испытаниях в июне 1886 г. «Фулун» показал рекордные результаты- 24,2 узла при мощности машины 1597 л. с. На момент вступления в строй он стал одним из лучших миноносцев мира.

В ноябре 1886 г. журнал «Морской сборник» назвал корабль «самым быстрым из существующих миноносцев».Отличался он быстроходностью и хорошими мореходными качествами, но слабым для такого тоннажа вооружением- двумя неподвижными носовыми 356-мм торпедными аппаратами Шварцкопфа и двумя 37-мм револьверными пушками Гочкиса.

"Фулун" добирался до Китая своим ходом.Путь из Эльбинга до Фучжоу занял у него 2, 5 месяца. В сентябре 1886 года миноносец был в Фучжоу.

Начальник Мавэйского адмиралтейства Пэй Иньсэнь предложил использовать миноносец в качестве образца для строительства серии миноносцев и организации производства торпед."Фулун" был передан в распоряжение конструкторов местного арсенала.

Инженер Чэнь Цайжуй честно пытался наладить в Мавэе выпуск торпед Шварцкопфа, однако слабость конструкторской базы и недостаточная подготовка кадров исключали успех предприятия. Контрафактные торпеды отличались множеством недостатков – например на ходу они плохо держали заданную глубину .

Финансирования постройки нелицензионных копий миноносца от Пекина Пэй Иньсэнь не дождался,у императрицы Цы Си уже были более насущные финансовые потребности.В итоге новый начальник адмиралтейства Бянь Баоди сбагрил миноносец Ли Хунчжану в Бэйянский флот. Миноносец I класса «Фулун» оказался самым крупным представителем своего класса во флоте Цинской империи накануне войны 1894-1895 гг.

Всего к началу войны с Японией в Бэйянском флоте числилось 13 миноносцев, миноносок и минных катеров , но из них только семь были мореходными: "Фулун", «Цзои» , «Цзоэр» , «Цзосань» , "Юи", "Юэр", "Юсань",а реальную боевую ценность имели только первые два.

-2
-3

«Фулун» Fu Lung ( кит. трад. 福龍 , упр. 福龙 , пиньинь : Fúlóng , «Счастливый дракон»),с 1895 — в Императорском флоте Японии «Фукурю» FUKURYU . Судоверфь фирмы Шихау, Эльбинг. Строительство начато 1885. Введен в эксплуатацию 1886. Выведен из состава флота 1 апреля 1908г. ,был списан и разобран на металл. 1908.

Водоизмещение 115 т ,128 т (после модернизации). Длина 42,75 м. Ширина 5 м. Осадка от 1,55 до 2,3 м. Двигатели-1 паровая машина тройного расширения,
1 локомотивный котел с форсированием тяги ,1400 л. с. Движитель 1 винт. Скорость хода максимальная 20 узлов. На испытаниях-24,2 узла при 1597 л.с. Дальность плавания 3 000 миль на 10 узлах. Экипаж 20 человек. Вооружение-2 х 37-мм. Минно-торпедное вооружение 2х356-мм ТА,4 ТА (после модернизации)

Миноносец "Фулун"
Миноносец "Фулун"

Миноносец "Фулун"
Миноносец "Фулун"
-6

Во флоте "Фулун" стал самым крупным миноносцем. Китайские миноносцы активно использовались на посылках,в результате чего к началу войны с Японией машины и котлы их были уже сильно изношены. "Фулун" вместо 20 мог выдать только 16-17 узлов. Миноносцем «Фулун» командовал выпускник Тяньцзиньской военно-морской школы Цай Тингань, проходивший стажировку в ВМС США. Одновременно он исполнял обязанности начальника дивизиона.
17 сентября 1894г.
«Фулун» участвовал в решающем морском сражении в устье Ялу . Вышел в море из устья реки уже в разгар начавшегося боя вместе с миноносцем «Цзои», броненосным крейсером «Пинъюань» , и минным крейсером «Гуанбин» . При встрече отряда с главной японской эскадрой, зашедшей в это время во фланг основным силам китайского флота, «Фулун» и «Цзои» попытались приблизиться к флагманскому японскому крейсеру «Мацусима» , но были отогнаны огнем до того, как смогли подойти на расстояние торпедного выстрела.

В 14.50 «Фулун» и «Цзои» атаковали уже поврежденное японское штабное судно «Сайкё-мару» ("Xijingmaru") . Несмотря на сильный огонь, который вел из малока либерных скорострельных орудий «Сайкё» , «Фулун» подошел к нему на расстояние 500 ярдов (457 м). В японское судно было выпущено три торпеды (одна, очевидно, «Цзои»). Торпеда, выпущенная из правого носового аппарата с дистанции около 400 м, прошла мимо цели. Маневрируя, противники сблизились и оказались на расстоянии менее 100 м друг от друга. Считая условия атаки идеальными, Цай Тингань скомандовал уклонение вправо и тут же выпустил оставшуюся торпеду из левого аппарата. Экипаж «Сайкё-мару» пережил несколько неприятных мгновений, однако взрыва не произошло: пущенная с такой близкой дистанции торпеда прошла под килем японского корабля.

Несмотря на ожесточенный обстрел миноносцы не получили никаких повреждений. Во второй половине боя миноносцы сыграли значительную роль в спасении моряков с потопленных китайских крейсеров.Так же, по мнению Х. Вильсона: «миноносцы повлияли несколько на тактику японцев, так как одна возможность ночной атаки при истощенном и утомленном экипаже заставила Ито отказаться от преследования (китайского флота)» .

-7

К началу февраля 1895 года остатки Бэйянского флота собрались в Вэйхайвэе. С суши форты штурмовала японская армия,с моря флот блокировала эскадра японских кораблей. Хотя основные силы японского флота держались всего в 2000-3000 м от прикрывавшего базу острова Люгундао, китайские миноносцы ни разу не решились на вылазку.

Ранним утром 7 февраля 1895 г. "Фулун", все миноносцы левого и правого отрядов, три миноноски с броненосцев, а также миноноски "Чжунцзя" и "Чжунъи" (всего 13 миноносцев и минных катеров) покинули внутреннюю гавань Вэйхайвэя через западный проход. Точно не установлено- была ли это попытка атаки японцев по приказу бэйянского командующего Дин Жучана, самостоятельная акция командиров миноносцев или коллективное дезертирство.

Но оказавшись в открытом море миноносец "Цзои" повернул на запад и на полном ходу направился в сторону Чифу (Яньтай). Остальные корабли последовали его примеру. Японцы немедленно обстреляли миноносцы со своих кораблей и с берега, а крейсера "Иосино" и "Нанива" устремились в погоню.Пользуясь превосходством в скорости японские крейсера обогнали беглецов,прижали китайцев к берегу и начали обстреливать. Вскоре китайские корабли с их изношенными машинами и истощенными командами стали один за другим выбрасываться на берег. Покидая свои корабли, часть экипажей не смогла или не пожелала вывести их из строя, что дало японцам возможность организовать спасательные работы и впоследствии ввести ряд миноносцев в состав своих ВМС. В руки врага попали "Фулун", "Цзосань", "Юи", "Юэр", "Юсань" и "Динъи". Минный катер "Чжэньэр" был взят японцами на борту сдавшегося броненосцы "Чжэньюань" 17 февраля 1895 г.( По другим данным, 5 января 1895 г. "Чжэньэр" затонул в акватории базы в результате аварии и был поднят японцами после окончания боевых действий.) "Чжунцзя" был взорван командой после посадки на камни. "Чжунъи" был подготовлен к буксировке на ремонт, однако погиб во время шторма. Из всего минного дивизиона прорваться в Чифу смог только "Цзои", да и тот быстро оказался под угрозой захвата противником. Дальнейшая судьба миноносца достоверно неизвестна, по некоторым данным Ван Пин все-таки решился взорвать корабль.

Ремонтопригодными были признаны "Фулун", "Юи" и "Юсань" ,"Чжэньэр" . В Японии бывший «Фулун» получил имя «Фукурю» (калька с китайского названия) и был отнесен к миноносцам 1-го класса. Три других получили номера 26 , 27,28 соответственно.

JN_torpedo_boat_FUKURYU_around_1900
JN_torpedo_boat_FUKURYU_around_1900

В 1900 г. вооружение «Фукурю» было дополнено кормовым поворотным спаренным торпедным аппаратом. Во время русско-японской войны «Фукурю» был флагманом 5-го отряда миноносцев (из старых миноносцев немецкой постройки, в том числе трофейных). Отряд не принимал активного участия в боевых действиях и нес береговую оборону в районе Кобе. 1 апреля 1908г. «Фукурю» был списан и разобран на металл.

-9

В японо-китайской войне произошло первое реальное боевое применение групповых атак миноносцев. Но ,увы,лавры победителей достались не китайцам,а японцам,пустившим на дно вэйхайвэйской гавани несколько китайских кораблей и безвозвратно повредивших китайский броненосец. А самый большой китайский миноносец в очередной раз достался в качестве приза победителям.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.