Обсуждение предыдущих постов натолкнуло меня поговорить о тактике в шоссейном велоспорте.
В нём никогда не получится просто на старте выйти вперёд и приехать первым. С большой вероятностью, ты даже до финиша не доберёшься, если попробуешь сделать так. Чтобы сэкономить силы, нужно кому-нибудь "сесть на колесо" – попасть в воздушный мешок, который образуется за спиной у другого велосипедиста. Работать будет первый, а тебе будет намного легче держать ту же скорость.
Итак, для того, чтобы понять, как это работает в гонке, представим себе борьбу на плоском, так называемом спринтерском этапе. Стартуют все гонщики вместе, и тут же сталкиваются с главной проблемой велосипедистов, чем быстрее ты едешь, тем сильнее тебя тормозит набегающий поток воздуха. Чтобы от него спрятаться, гонщики собираются в пелотон – в большой, плотной группе, едущие на первых позициях играют роль лезвия, разрезающего воздух. При этом в конце плотности такой нет, в хвосте мешок достаточно большой, для того, чтобы ехать довольно расслабленно.
Почти сразу после старта начинается борьба за возможность уехать в отрыв дня. Причин этому много, кто-то всерьёз рассчитывает постараться выиграть, а кого-то отправляет команда, чтобы, под предлогом того, что в отрыве есть их гонщик, не работать в голове пелотона. Так или иначе, за любым пытающимся убежать от группы рванёт кто-то из обороняющихся, чтобы сесть ему на колесо, продлив таким образом воздушный мешок. Если не догонит, то, по крайней мере, создаст мостик, который поможет остальным догнать беглеца.
Однако, может так получится, что к атаковавшему на колесо сядут другие желающие уехать в отрыв, и тогда у них вполне может получиться сбежать от пелотона. Чаще всего основная группа согласна успокоиться и отпустить их, если состав отрыва не угрожает капитанам команд. Пусть у нас отрыв будет состоять из пяти гонщиков.
В небольшой группе, с воздухом борется только самый первый, поэтому, он периодически уходит назад, подставляя под поток следующего. Если гонщики договорились, то это повторяется до бесконечности и формируется так называемая "вертушка".
Тем временем, постепенно поднялся мощный боковой ветер, он заставляет заметно перестроится и пелотон и отрыв. Когда ветер дует сбоку, воздушный мешок смещается вбок от гонщика, а значит и сидеть у него на колесе придётся сбоку и сзади.
Пелотон же не может так выстроиться и сильный ветер вполне может порвать его на небольшие группы. Они уже и начнут выстраиваться такими диагоналями – так называемыми эшелонами. Из-за этого, команды стараются держать своих капитанов ближе к голове, чтобы под ветром они не отвалились вместе с хвостами.
Наконец, ветер стих, пелотон собрался воедино и приближается финиш. В этот момент, там выходят вперёд те, кто совершенно не заинтересован в существовании отрыва – спринтерские команды. Они хотят, чтобы пелотон воедино приехал на финиш и начинают активно догонять пятёрку беглецов. Гонщики этих команд выходят вперёд, начинают диктовать темп и создают "вертушку" уже в голове пелотона.
По мере приближения пелотона, дружба в отрыве кончается, те у кого осталось больше сил, начинают атаковать. Чаще всего, атаковать стараются "с колеса" – со второй третьей позиции, так и воздушный мешок поможет, и противники, едущие впереди не увидят момент начала атаки.
Однако, эта атака не удаётся и пятёрка снова собирается вместе. После, ещё один гонщик пытается "просеять" отрыв и бросить уставших. Без рывков, не вставая из седла, он начинает диктовать остальным такой непомерный темп, который выдерживает только один из товарищей по отрыву.
Несмотря на все усилия, пелотон, ведомый спринтерскими командами, всё таки, добирает отрыв – в основной группе осталось больше свежих гонщиков. На последних километрах, две такие команды выстраивают свои "поезда". В "поезде" каждый работает уже на износ, они стараются вести пелотон с такой скоростью, чтобы никому даже в голову не пришла идея попробовать убежать в одиночку.
"Последним колесом" в таком поезде сидят спринтеры (с буквами "с"), их помощники же, сначала держат максимальную скорость, выдохнувшись, просто бросают работать и уходят из группы. Сами спринтеры, защищённые до последней сотни метров, перед финишной чертой выскакивают с колеса разгоняющих и выясняют, кто из них быстрее.
Такая вот воображаемая гонка у нас получилась, надеюсь, теперь какие-то неясные моменты, которые я пишу, станут понятнее.
На десерт добавлю видео, с камер GoPro, закреплённых на велосипедах гонщиков на Тур де Франс 2016. Там видны некоторые описанные здесь моменты. Редкая возможность взгляда на гонку изнутри.