Кто бы что ни говорил, а размер не имеет значения. Особенно в искусстве. Пока одни скульпторы сажают в городских «огородах» целый урожай гигантских статуй, Жан-Бернар Андре (Jean–Bernard Andre) довольствуется миниатюрными диорамами. Их крошечный размер ничуть не умаляет глубокий смысл, а точность исполнения заставит позавидовать многих маститых мастеров большого формата.
Первую настоящую диораму на тему Второй мировой войны Жан создал в один из прекрасных сентябрьских дней 1979 года. Тогда для своей работы он использовал пластиковые фигурки фирмы Airfix, картонный танк и немного травяного покрытия, которое применяется для создания железнодорожных моделей. Первая диорама была посвящена Второй мировой войне и имела размер 1/72.
Но вскоре мастер не просто решил отказаться от столь большого формата, но и вовсе ушел от темы битвы и сражений. Молодой Жан-Бернар однажды понял, что такой воинственный вид искусства не добавляет ему баллов привлекательности для противоположного пола, поэтому потихоньку ускользнул в сторону научной фантастики. Как потом признавался сам мастер, он еще слыл неудачником в глазах девушек, но казался им менее жестоким и опасным.
Пересмотрев свои взгляды, Жан создал своеобразную мастерскую из игровых фигурок и диорам, над которыми работал довольно продолжительное время. Но в период учебы в университете молодой мастер обратил внимание на вещи более абстрактные, чем те, которые составляли его коллекцию ранее. И однажды ряд работ Жана пополнили фигурки Принца Августа, созданные по сюжету «Средиземья» из Вселенной Толкиена.
В конце концов, Жан-Бернар решил ни в чем себе не отказывать, «выключил» голову и полностью доверился собственным чувствам, которые потом воплотились в миниатюрных диорамах, превратившихся из хобби в дело всей жизни. Теперь исторические темы и киношные сюжеты «подвинулись» и уступили место идеям, навеянным музыкальными предпочтениями Жана, а размер работ постепенно увеличилсяс 1/72 до 1/48, а затем и вовсе до 1/35. Автор создал для себя все условия, чтобы больше не чувствовать ограничений в творчестве.
Но каждая белая полоса рано или поздно сменяется черной, и эта участь не миновала Жана-Бернара Андре. Несмотря на то, что настроение и качество миниатюр со временем заметно возросли, на них лежала мрачная тень беспорядочного образа жизни, который вел тогда мастер. Жан сбился с верного курса, зашел в тупик, не забывая отправить пару работ в помойку, и на некоторое время покончил с моделированием.
Сейчас же он чувствует себя более счастливым и благодарит за это свою любимую жену. Отважная женщина сумела взять мужчину в ежовые рукавицы и вытащила его из затяжной депрессии. Супруги переехали в другой город, начали новую жизнь, а заботливый муж стал делать все, чтобы его семья оказалась в лучшем положении.
Затяжная пауза Жана-Бернара Андре длилась пять лет, с 2000 по 2005 год, но мысленно мастер никогда не оставлял моделирование. После долгой паузы в любимом деле, он вернулся к нему обновленным, полным идей, энтузиазма и решимости взять реванш у самого себя.
Жан понимал, что не хочет посвящать работу только научно-фантастическим сюжетам или исключительно военной тематике. Свой новый творческий мир он построил вокруг общего исторического прошлого. Мастер хотел использовать те фигуры и материалы, которые можно найти в масс-маркетах, а основной целью определил полный отказ от традиционных схем моделирования.
Самую большую популярность приобрела диорама «Цусима», на которой автор изобразил крупнейшее морское сражение, предопределившее исход русско-японской войны. В этой же работе Жан-Бернар Андре попытался соблюсти сформулированные им принципы создания диорам.
Самым важным, по мнению мастера, является умение закрывать глаза на чужие произведения или общепринятые тенденции, следование которым способно превратить авторские работы в бледные копии чужих шедевров. Да и не стоит забывать о том, что диорамы – трехмерные, и их преимущество заключается в возможности рассмотреть произведение со всех сторон. Поэтому стоит уделять должное внимание каждой части работы.
Взглянуть на шедевры самого Жана-Бернара Андре где-то, кроме фотогалереи на его личном сайте, довольно трудно. Около четырех лет мастер не появлялся на выставках, объясняя это отсутствием интереса к ним. А теперь охотно принимает лишь некоторые предложения. Главное, чтобы выставка проходила в пешей доступности, не далее 20 км от Леона.
Заботливый Жан-Бернар Андре не любит оставлять в одиночестве свою супругу и возлагать на ее хрупкие плечи заботу о сыновьях. Поэтому домашние выставки в кругу родных и близких, моделирование и спокойная жизнь в Леоне стали формулой счастья мастера маленьких по размерам, но больших по значению диорам. © Artifex.ru