Вот только представьте себе - вы служите на флагманском корабле эскадры, одном из самых мощных в её составе, если не самом мощном. Изготовленный из луших сортов стали, защищённый современной бронёй, плод труда квалифицированнейших рабочих, воплотивших в жизнь задумки ведущих конструкторов, весь свой талант отдавших разработке этого проекта. Создавших изощрённейшие на данный момент развития кораблестроения решения по техническому обеспечению живучести и боевой устойчивости своего детища.
Личный состав годы занимался отработкой навыков по применению оружия и борьбе за живучесть при всевозможных, какие только можно представить, повреждениях корабля.
Но вот начался бой, и хватило всего лишь пятнадцати минут и полудюжины снарядов, а то и меньше, чтобы всё это исчезло в клубах дыма, а когда он рассеется - лишь плавающие обломки на поверхности моря, и нет ни корабля, ни тысячи с лишним человек его команды...
Линейный крейсер с претенциозным названием "Инвинсибл" (Непобедимый) был одним из первых в мире броненосных крейсеров с паротурбинной силовой установкой. 8 орудий калибром 305мм располагались в четырёх башнях. Плюс 16 орудий калибром 102мм и 5 торпедных аппаратов. Броневой пояс толщиной 152 - 178 мм. Первый морской лорд Джон Фишер считал, что для кораблей этого типа лучшая броня - это скорость.
К моменту Ютландского сражения "Инвинсибл" уже успел утопить немецкий лёгкий крейсер "Кёльн" в бою в Гельголандской бухте, а также расправиться с "Шарнхорстом" и "Гнейзенау" адмирала Шпее у Фолклендских островов.
30 мая 1916 года в качестве флагманского корабля 3-й эскадры линейных крейсеров адмирала Хораса Худа "Инвинсибл" вступил в Ютландское сражение. Крейсер успел нанести критические повреждения немцу "Лютцов", но вскоре попал под огонь линейного крейсера "Дерфлингер". Поединок длился всего 12 минут. Всего пять германских снарядов поставили точку в его истории. Решающее значение в гибели «Инвинсибла» имело попадание трех тяжелых снарядов в третью башню с последующим взрывом в ней боезапаса (кордита), разнесшего корабль на несколько частей.
Из 1021 члена команды спаслись только шестеро. Адмирала среди них не оказалось.
Двумя часами раньше примерно так же погиб линейный крейсер с труднопроизносимым названием "Индефатигебл" (Неутомимый).
Хотя построен он был позже "Непобедимого", однако всё по той же фишеровской идеологии. Вооружение было практически идентичным, однако бронирование в итоге получилось ещё слабее, поскольку длина броневого пояса должна была быть увеличена, но запаса водоизмещения для наращивания брони не имелось. Вот схема его бронирования:
Можно кликнуть по рисунку. Видно, что борта в районе носовой башни главного калибра защищались всего только 127 мм броней, а кормовой – и вовсе 102-127 мм! Это даже меньше, чем у предыдущего "Инвинсибла"!
Результат оказался вполне предсказуемым. "Индефатигебл" находился под огнем 280-мм артиллерии «Фон дер Танна» в течение всего 17 минут, получив при этом 5 попаданий, из которых три произвели взрыв боезапаса четвертой башни. Двумя следующими тяжелыми снарядами, разорвавшимися в районе первой башни, были нанесены сильные разрушения в носовой части, что привело корабль к гибели. Корабль перевернулся вверх дном и погиб в течение 2-3 минут и с ним 1018 матросов и офицеров. Борьба за живучесть не велась вследствие быстроты гибели корабля.
Примерно так же в следующую войну погиб линейный крейсер "Худ". Только назван он не в честь адмирала, погибшего на "Инвинсибле", а другого, воевавшего в XVIII веке и мирно скончавшегося в своей постели в возрасте 91 года.
При его строительстве были учтены результаты Ютландского сражения. Броневой пояс высотой 3 метра имел толщину 305мм, а ещё выше по борту 178 мм. Горизонтальная броня составляла суммарно 165мм. Главный калибр - 381мм, восемь стволов в четырёх башнях.
Он был заложен в 1916 году. Но в сражении с линкором "Бисмарк", который был моложе на 20 лет, этого оказалось совершенно недостаточно. "Бисмарк" имел столько же орудий калибром 380мм. Но военное счастье было на его стороне. Первый 203 снаряд с "Принца Ойгена" вызвал пожар в средней части британца, а следующий залп "Бисмарка" привёл к мощному взрыву, разорвавшему "Худ" пополам.
Крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец "Электра".
Ещё о корабельной артиллерии:
Золотые залпы корабельной артиллерии 1,41 млн. показов в ленте
Снаряд против брони - старые счёты
Морская артиллерия. Совсем чуть-чуть о ней
.......................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь