Я никогда не позволял школе
вмешиваться в моё образование. ( Марк Твен )
Всем привет!.. Это снова я. Давно собирался написать про моё любимое чудесное заведение, отнявшее 11 лет жизни. От звонка до звонка начальник☻
Школы действительно сейчас переживают кризис. Все постоянно недовольны образованием, кто-то по привычке клеймит ЕГЭ, но дело гораздо глубже и причины немного не те. Поехали!..
Наверно в той или иной степени школа испытывают неопределённость. Нет не из-за удалёнки (о ней позже). Основная причина - информационный век. Как можно было получать информацию?.. из библиотек/манускриптов/свитков/книг. В школе тебя не только могли научить читать, но и подогнать нужные свитки.
Уже позже - лет 50 назад, школьные учебники играли важную роль. Науч-поп литература тогда по сути отсутствовала и получить какие-либо знания/информацию можно было или из толстых книг, где было мелко и сумбурно написано колонками... или из учебников, где просто и иногда понятно собрана и подана информация по разным темам и разным дисциплинам. Многие педагоги подтвердят, что в этом и есть учебных программ и учебников - информация правильно заготовлена и разложена по полочкам.
НО (!) Вы сами знаете, что порой в учебниках написано всё очень непонятно, а учитель несёт пургу. И если раньше выбор был невелик - штудируешь методичку или капут. То сейчас альтернатива скучным учебникам есть и все мы её знаем.☻
Многие учащиеся уже рутинно используют интернет в обучении и даже не вдаются в суть. Та картина которая уже годами царит в школах: когда ученики скучают на уроках или просто не хотят учиться, не есть акт разложения детворы, а лишь нарастающий на стыке тысячелетий кризис. Также как автомобиль вытеснял коней, так и информационный мир теснит оффлайн. Это не хорошо и не плохо - это медицинский факт. Подростки в ряде случаев лучше умеют обращаться с информацией и уже итак многое изучили вне школы. Вот и скучают они, когда очередная Марь Иванна рассказывает им про очевидные или давно неактуальные вещи. Я уж промолчу, что теперь в отличии даже от времён 20-ти летней давности, вместо отстойного учебника можно найти тысячи (!) источников, в которых можно подчеркнуть то что не досказано в учебниках.
Как по мне - никчёмность системы образования наиболее вскрылась при "дистанционном обучении". Задали тебе вопрос через Zoom на виртуальном уроке, а у тебя порнхаб Яндекс в соседней вкладке. И уж тем более во "втирание очков" превращаются контрольные, домашки и рефераты. Это в мою бытность "доклад про Магеллана" - это аврал. На ушах вся семья, все листают кучу книг, бабушка уже звонит кому-то и просит тоже поискать... потом когда нашли - садишься и пишешь от руки это всё в тетрадь для факультативов, всякий раз вспоминая, что на завтра ещё 3 урока готовить. Ну? И за сколько дорогие дети вы делаете доклад сейчас? За минуту/секунду/фрейм/наноцикл.☻
Так вот, о чём это я. На фоне развития информационных технологий ещё вчерашние закономерности становятся или бессмысленны, или даже вредны. Школа также должна изменяться в духе времени или останется ненужным придатком на обочине.
"Умный да?! А что бы ты изменил в школе?.."
Дайте подумать... перво-наперво я бы отменил домашние задания!.. точнее в том виде, в котором они есть всю нашу жизнь.
Даже когда я был классе в 7 уже и тогда пачками скупали решебники, причём родители...☻ Учителя "бомбили" и проклинали их. И я, хоть убейте, не вижу абсолютно никакого смысла ругать детей и не разрешать подобное. С точки зрения военной тактики - это вообще слава и лютый вин: быстрая победа малой кровью.
Что уж говорить о сегодняшнем дне. С интернетом всё стало ещё кратно проще. Взял и скачал готовое ДЗ, а что учителя? А они сами перестали замарачиваться и дают задания из того же интернета. И что даёт такое ДЗ?.. ничего оно не даёт кроме траты времени. Вот и настаиваю я, что нужно отказаться от таких пустых домашек. И мало того замечу: если при существующих возможностях информационного мира система образования будет идти старым курсом - то это снизит не только уровень учеников, но и проф. уровень педагогов, которые будут просто давать по старинке задания, но не сами их отбирать, а закачивать из сети. Иными словами: сперва - списал учитель откуда-то, а потом - списал ученик. Вот я и считаю что нужно убрать такие задания, которые отнимают лишь время и настроение... А что вместо них?!
Альтернативу я вижу в том, чтобы давать детям задания редко, но метко и притом творческого характера. Что-то написать/придумать/смастерить/нарисовать/сочинить. Такие задания не спишешь - это легко проверить, к тому же детям будет это интересно, а не утомительно; каждый захочет поделиться своими плодами трудов и выложится по полной. Тесты и контрольные - потеряют всякий смысл в таком случае, ибо дети и так всю четверть работали самостоятельно по сути и знания показали... Именно на практическую часть должен быть упор в школе - на то что они вряд ли смогут где-то ещё попробовать. Побольше реактивов, опытов с магнитами, ориентирование на местности... побольше таких вещей, которые без наставника сложно изучить. Школа должна быть не загруженной и интересной.
Ну не может же быть всем интересно всё! Предметов много...
Всё верно - именно поэтому нужно сделать профильные классы - математический, химический, литературный и т.д. Выбирай - куда душа лежит. Я и слышать не хочу старческих воплей про "однобокое развитие", у людей есть разные наклонности, например поэту ваша алгебра с логарифмами 100 лет упала, а вот будущему авиаконструктору - надо б на точные науки подналечь (и уж точно не стоит его пичкать отглагольными прилагательными☻). А для общего развития... ещё раз, - есть поисковик.
На вопрос "Как же всё это реализовать?" ответа не дам. Составление программ и занятий - это задача для профессиональных педагогов, а я лишь как в том анекдоте - обозначил векторы.
Институт же - в целом тема отдельная и более сложная, её поднимем в другой, отдельной статье. Ибо проведя в ВУЗе почти декаду (!) лет, я понял что проблемы прячутся куда глубже. Но навскидку хочу обратиться к ректорам и профессорам, и напомнить им, что информационный мир пришёл и к ним, и что не нужно надиктовывать по полтора часа студентам галиматью, а можно дать им материал, а уйму освободившихся академ. часов сконцентрировать на практических занятиях. Ибо если даже цель школы - азы, то цель ВУЗа - выпустить специалиста, а не стенографистку и эрудита.☻Так что в отличии от школы, даже не можно, а нужно убрать из программ кучи ненужных предметов "для общего развития" и сделать упор на специальность. Что?! Скажете "Но в институтах кучи дурачков, которые косят от армии и не хотят учиться!" А вот это уже совсем другая история. Давайте к выводам...
ЭПИЛОГ
А выводы просты... и сложны в то же время. Годами, а то и уже веками уклад жизни в учебных заведениях не менялся и вот... в одночасье всемирная паутина нарушила баланс сил. Мне возразят "Да ведь всё так и осталось!". За это скажите спасибо вашим завучам и учителям, директорам и прочим. Они привыкли учить... как привыкли. Не слушать/не слышать учеников, наказывать за то что забыл дневник (зачем он нужен, тем более сейчас - не ясно), заставлять носить пудовый портфель, притом что книги все есть в планшете, но (!) любая техника отпугивает Марь-Иванн как ладан чёрта. Воинствующее невежество - они не хотят видеть и хотят извести то, что не могут понять. Отсюда и всякие тупые запреты на технику в школе... ах да! На телефон ж можно снять школьный бардак и послать куда надо! Ну как же! Разрушается ведь самая святая скрепа нашего народа - "сор из избы"...
Так что дорогие педагоги, может дети озлоблены и не хотят у вас учиться, лишь потому что ВЫ НЕ ПУСКАЕТЕ ИХ В 21 ВЕК?! Который, для справки, идёт уже 2 десятилетия. Так что системе образования образования лишь одна дорога - радикально измениться в духе времени, а иначе... добро пожаловать на обочину...
И как всегда - проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайся сюда ✵
А с вами был Мишаня, всем пока.