Найти в Дзене

Школа отстаёт от жизни ☝

Я никогда не позволял школе
вмешиваться в моё образование. ( Марк Твен )

Всем привет!.. Это снова я. Давно собирался написать про моё любимое чудесное заведение, отнявшее 11 лет жизни. От звонка до звонка начальник

Школы действительно сейчас переживают кризис. Все постоянно недовольны образованием, кто-то по привычке клеймит ЕГЭ, но дело гораздо глубже и причины немного не те. Поехали!..

Наверно в той или иной степени школа испытывают неопределённость. Нет не из-за удалёнки (о ней позже). Основная причина - информационный век. Как можно было получать информацию?.. из библиотек/манускриптов/свитков/книг. В школе тебя не только могли научить читать, но и подогнать нужные свитки.

Уже позже - лет 50 назад, школьные учебники играли важную роль. Науч-поп литература тогда по сути отсутствовала и получить какие-либо знания/информацию можно было или из толстых книг, где было мелко и сумбурно написано колонками... или из учебников, где просто и иногда понятно собрана и подана информация по разным темам и разным дисциплинам. Многие педагоги подтвердят, что в этом и есть учебных программ и учебников - информация правильно заготовлена и разложена по полочкам.

Читать это без лупы - пытка
Читать это без лупы - пытка

НО (!) Вы сами знаете, что порой в учебниках написано всё очень непонятно, а учитель несёт пургу. И если раньше выбор был невелик - штудируешь методичку или капут. То сейчас альтернатива скучным учебникам есть и все мы её знаем.

Многие учащиеся уже рутинно используют интернет в обучении и даже не вдаются в суть. Та картина которая уже годами царит в школах: когда ученики скучают на уроках или просто не хотят учиться, не есть акт разложения детворы, а лишь нарастающий на стыке тысячелетий кризис. Также как автомобиль вытеснял коней, так и информационный мир теснит оффлайн. Это не хорошо и не плохо - это медицинский факт. Подростки в ряде случаев лучше умеют обращаться с информацией и уже итак многое изучили вне школы. Вот и скучают они, когда очередная Марь Иванна рассказывает им про очевидные или давно неактуальные вещи. Я уж промолчу, что теперь в отличии даже от времён 20-ти летней давности, вместо отстойного учебника можно найти тысячи (!) источников, в которых можно подчеркнуть то что не досказано в учебниках.

-3

Как по мне - никчёмность системы образования наиболее вскрылась при "дистанционном обучении". Задали тебе вопрос через Zoom на виртуальном уроке, а у тебя порнхаб Яндекс в соседней вкладке. И уж тем более во "втирание очков" превращаются контрольные, домашки и рефераты. Это в мою бытность "доклад про Магеллана" - это аврал. На ушах вся семья, все листают кучу книг, бабушка уже звонит кому-то и просит тоже поискать... потом когда нашли - садишься и пишешь от руки это всё в тетрадь для факультативов, всякий раз вспоминая, что на завтра ещё 3 урока готовить. Ну? И за сколько дорогие дети вы делаете доклад сейчас? За минуту/секунду/фрейм/наноцикл.

Так вот, о чём это я. На фоне развития информационных технологий ещё вчерашние закономерности становятся или бессмысленны, или даже вредны. Школа также должна изменяться в духе времени или останется ненужным придатком на обочине.

"Умный да?! А что бы ты изменил в школе?.."

Дайте подумать... перво-наперво я бы отменил домашние задания!.. точнее в том виде, в котором они есть всю нашу жизнь.

Даже когда я был классе в 7 уже и тогда пачками скупали решебники, причём родители... Учителя "бомбили" и проклинали их. И я, хоть убейте, не вижу абсолютно никакого смысла ругать детей и не разрешать подобное. С точки зрения военной тактики - это вообще слава и лютый вин: быстрая победа малой кровью.

Было дело ☻
Было дело ☻

Что уж говорить о сегодняшнем дне. С интернетом всё стало ещё кратно проще. Взял и скачал готовое ДЗ, а что учителя? А они сами перестали замарачиваться и дают задания из того же интернета. И что даёт такое ДЗ?.. ничего оно не даёт кроме траты времени. Вот и настаиваю я, что нужно отказаться от таких пустых домашек. И мало того замечу: если при существующих возможностях информационного мира система образования будет идти старым курсом - то это снизит не только уровень учеников, но и проф. уровень педагогов, которые будут просто давать по старинке задания, но не сами их отбирать, а закачивать из сети. Иными словами: сперва - списал учитель откуда-то, а потом - списал ученик. Вот я и считаю что нужно убрать такие задания, которые отнимают лишь время и настроение... А что вместо них?!

-5

Альтернативу я вижу в том, чтобы давать детям задания редко, но метко и притом творческого характера. Что-то написать/придумать/смастерить/нарисовать/сочинить. Такие задания не спишешь - это легко проверить, к тому же детям будет это интересно, а не утомительно; каждый захочет поделиться своими плодами трудов и выложится по полной. Тесты и контрольные - потеряют всякий смысл в таком случае, ибо дети и так всю четверть работали самостоятельно по сути и знания показали... Именно на практическую часть должен быть упор в школе - на то что они вряд ли смогут где-то ещё попробовать. Побольше реактивов, опытов с магнитами, ориентирование на местности... побольше таких вещей, которые без наставника сложно изучить. Школа должна быть не загруженной и интересной.

Ну не может же быть всем интересно всё! Предметов много...

Всё верно - именно поэтому нужно сделать профильные классы - математический, химический, литературный и т.д. Выбирай - куда душа лежит. Я и слышать не хочу старческих воплей про "однобокое развитие", у людей есть разные наклонности, например поэту ваша алгебра с логарифмами 100 лет упала, а вот будущему авиаконструктору - надо б на точные науки подналечь (и уж точно не стоит его пичкать отглагольными прилагательными). А для общего развития... ещё раз, - есть поисковик.

На вопрос "Как же всё это реализовать?" ответа не дам. Составление программ и занятий - это задача для профессиональных педагогов, а я лишь как в том анекдоте - обозначил векторы.

-6

Институт же - в целом тема отдельная и более сложная, её поднимем в другой, отдельной статье. Ибо проведя в ВУЗе почти декаду (!) лет, я понял что проблемы прячутся куда глубже. Но навскидку хочу обратиться к ректорам и профессорам, и напомнить им, что информационный мир пришёл и к ним, и что не нужно надиктовывать по полтора часа студентам галиматью, а можно дать им материал, а уйму освободившихся академ. часов сконцентрировать на практических занятиях. Ибо если даже цель школы - азы, то цель ВУЗа - выпустить специалиста, а не стенографистку и эрудита.Так что в отличии от школы, даже не можно, а нужно убрать из программ кучи ненужных предметов "для общего развития" и сделать упор на специальность. Что?! Скажете "Но в институтах кучи дурачков, которые косят от армии и не хотят учиться!" А вот это уже совсем другая история. Давайте к выводам...

-7

ЭПИЛОГ

А выводы просты... и сложны в то же время. Годами, а то и уже веками уклад жизни в учебных заведениях не менялся и вот... в одночасье всемирная паутина нарушила баланс сил. Мне возразят "Да ведь всё так и осталось!". За это скажите спасибо вашим завучам и учителям, директорам и прочим. Они привыкли учить... как привыкли. Не слушать/не слышать учеников, наказывать за то что забыл дневник (зачем он нужен, тем более сейчас - не ясно), заставлять носить пудовый портфель, притом что книги все есть в планшете, но (!) любая техника отпугивает Марь-Иванн как ладан чёрта. Воинствующее невежество - они не хотят видеть и хотят извести то, что не могут понять. Отсюда и всякие тупые запреты на технику в школе... ах да! На телефон ж можно снять школьный бардак и послать куда надо! Ну как же! Разрушается ведь самая святая скрепа нашего народа - "сор из избы"...

Так что дорогие педагоги, может дети озлоблены и не хотят у вас учиться, лишь потому что ВЫ НЕ ПУСКАЕТЕ ИХ В 21 ВЕК?! Который, для справки, идёт уже 2 десятилетия. Так что системе образования образования лишь одна дорога - радикально измениться в духе времени, а иначе... добро пожаловать на обочину...

И как всегда - проклятья и оскорбления пишите в комментарии/делитесь/лайкайте... И подписывайся сюда

А с вами был Мишаня, всем пока.