27 марта по традиции отмечается День театра. На сей раз из-за угрозы распространения коронавируса празднование переместилось в онлайн-пространство. Кто-то показал что-то новое, как «Сатирикон», кто-то ограничился трансляцией или записями. Зрителей хватило на всех. Сколько их было, точно подсчитает статистика. Но уверена, число поражает воображение, так как по театру скучают очень многие: артисты, режиссеры, критики и, конечно, публика.
Без сомнения, сейчас нам всем есть о чем подумать, в том числе и о хлебе насущном. Но, еще древние заметили, человек помимо хлеба требует зрелищ. Или, как сказала одна моя знакомая: «Понимаю, театру необходимо живое присутствие, онлайн никогда не сможет его заменить, но все-таки лучше уж трансляция, чем совсем ничего». Дальше было бы логично перейти к обзору этих самых трансляций. Но нет. Вместо этого расскажу об одном спектакле Театра Табакова. Быть может, кто-то удивится, почему выбор пал именно на «Женитьбу». Объясню: в карантине мне часто вспоминается эта теплая, немного наивная и, как сейчас модно говорить, ламповая постановка, наполненная уютом, любовью и надеждой на счастье. Именно надежды нам сегодня отчаянно не хватает. К тому же есть повод, 29 марта спектаклю Олега Тополянского исполняется 10 лет.
Сюжет «Женитьбы» мог бы лечь в основу прекрасного водевиля. Решил немолодой надворный советник Подколесин жениться, посватался к засидевшейся в девках купеческой дочери Агафье Тихоновне, да и приятель Кочкарев советует: «Смотри, не упусти». А он, бац, и передумал. Мы его, а он в окошко, да спокойно в свой удел. Все вы это прекрасно знаете. Ну, возможно, за исключением мужчины в первом ряду, который то и дело осторожно толкал локтем свою спутницу и спрашивал: «Неужели, и правда сбежит?». Тут можно высокомерно ответить: «Ну, у Гоголя так написано». Но спектакль Тополянского о любви, которой все возрасты покорны, о страхе быть отвергнутым, не оправдать надежды, не выдержать груз ответственности, что общество взвалило на плечи каждому из нас, да и просто банально ошибиться в выборе, а потом всю жизнь маяться, так как порядочный человек в ответе за тех, кого приручил. Зря что ли твердит в финале Подколесин: «На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаяния, ничего, ничего — все кончено, все сделано». И вроде бы надо посмеяться над его нерешительностью и жалкими попытками оправдать себя, но отчего-то не получается. И почему-то все время хочется повторить за тем мужчиной из первого ряда: «Неужели, сбежит?». И мечтаешь, чтобы Гоголь ошибся. А все почему? Тополянский так выстроил повествование, что Подколесин (Виталий Егоров) и Агафья Тихоновна (Алена Лаптева) — идеальная пара. Просто до поры до времени они почему-то не догадываются об этом. Нерешительные, мечтательные, сомневающиеся идеалисты они буквально созданы друг для друга. Оба страшно боятся переменить существование, расстаться с прелестями холостой, пусть и довольно опостылевшей, жизни, впустить нового человека, а главное поверить, что ему можно доверять. Ведь единственно, кто надежен — любимый плюшевый мишка у него и тряпичная кукла у нее. Оба сладкоежки, заедающие тревоги шоколадными конфетами (только он фантики под подушку складывает, а она — в сундук). Даже желание сбежать от венца у них одно на двоих. Агафья Тихоновна, как и Подколесин, тоже то и дело пытается улизнуть от свадьбы. Одним словом, встретились два одиночества. Им даже молчать вдвоем не скучно, ведь всегда можно накормить друг друга конфетами. Эти двое могут дожить до счастья, а может быть даже до настоящей любви и потом весело вспоминать обо всех своих сомнениях, беречь старый шкаф, возле которого все началось.
По крайней мере в спектакле Тополянского это более чем реально, потому что сыграно, прочувствовано, оправдано. Пара, так любовно и нежно показанная Виталием Егоровым и Аленой Лаптевой, этого достойна. Кто знает, может быть, окно, в которое выскользнул Подколесин, станет пространством новых возможностей? И когда-нибудь эти двое превратятся в гоголевских старосветских помещиков, чья жизнь «так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении». И будут они сидеть «на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему».
А у нас пусть будет шанс пересидеть карантин и снова оказаться в театре, где еще и не такое возможно.
Ксения Позднякова
#театроscope