Найти в Дзене
POSTBENUA

Окно возможностей ("Женитьба" Театр Олега Табакова)

27 марта по традиции отмечается День театра. На сей раз из-за угрозы распространения коронавируса празднование переместилось в онлайн-пространство. Кто-то показал что-то новое, как «Сатирикон», кто-то ограничился трансляцией или записями. Зрителей хватило на всех. Сколько их было, точно подсчитает статистика. Но уверена, число поражает воображение, так как по театру скучают очень многие: артисты, режиссеры, критики и, конечно, публика.

Без сомнения, сейчас нам всем есть о чем подумать, в том числе и о хлебе насущном. Но, еще древние заметили, человек помимо хлеба требует зрелищ. Или, как сказала одна моя знакомая: «Понимаю, театру необходимо живое присутствие, онлайн никогда не сможет его заменить, но все-таки лучше уж трансляция, чем совсем ничего». Дальше было бы логично перейти к обзору этих самых трансляций. Но нет. Вместо этого расскажу об одном спектакле Театра Табакова. Быть может, кто-то удивится, почему выбор пал именно на «Женитьбу». Объясню: в карантине мне часто вспоминается эта теплая, немного наивная и, как сейчас модно говорить, ламповая постановка, наполненная уютом, любовью и надеждой на счастье. Именно надежды нам сегодня отчаянно не хватает. К тому же есть повод, 29 марта спектаклю Олега Тополянского исполняется 10 лет.

Виталий Егоров (Подколесин), Сергей Угрюмов (Кочкарев), Наталья Качалова (Фекла Ивановна, сваха)
Виталий Егоров (Подколесин), Сергей Угрюмов (Кочкарев), Наталья Качалова (Фекла Ивановна, сваха)

Сюжет «Женитьбы» мог бы лечь в основу прекрасного водевиля. Решил немолодой надворный советник Подколесин жениться, посватался к засидевшейся в девках купеческой дочери Агафье Тихоновне, да и приятель Кочкарев советует: «Смотри, не упусти». А он, бац, и передумал. Мы его, а он в окошко, да спокойно в свой удел. Все вы это прекрасно знаете. Ну, возможно, за исключением мужчины в первом ряду, который то и дело осторожно толкал локтем свою спутницу и спрашивал: «Неужели, и правда сбежит?». Тут можно высокомерно ответить: «Ну, у Гоголя так написано». Но спектакль Тополянского о любви, которой все возрасты покорны, о страхе быть отвергнутым, не оправдать надежды, не выдержать груз ответственности, что общество взвалило на плечи каждому из нас, да и просто банально ошибиться в выборе, а потом всю жизнь маяться, так как порядочный человек в ответе за тех, кого приручил. Зря что ли твердит в финале Подколесин: «На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаяния, ничего, ничего — все кончено, все сделано». И вроде бы надо посмеяться над его нерешительностью и жалкими попытками оправдать себя, но отчего-то не получается. И почему-то все время хочется повторить за тем мужчиной из первого ряда: «Неужели, сбежит?». И мечтаешь, чтобы Гоголь ошибся. А все почему? Тополянский так выстроил повествование, что Подколесин (Виталий Егоров) и Агафья Тихоновна (Алена Лаптева) — идеальная пара. Просто до поры до времени они почему-то не догадываются об этом. Нерешительные, мечтательные, сомневающиеся идеалисты они буквально созданы друг для друга. Оба страшно боятся переменить существование, расстаться с прелестями холостой, пусть и довольно опостылевшей, жизни, впустить нового человека, а главное поверить, что ему можно доверять. Ведь единственно, кто надежен — любимый плюшевый мишка у него и тряпичная кукла у нее. Оба сладкоежки, заедающие тревоги шоколадными конфетами (только он фантики под подушку складывает, а она — в сундук). Даже желание сбежать от венца у них одно на двоих. Агафья Тихоновна, как и Подколесин, тоже то и дело пытается улизнуть от свадьбы. Одним словом, встретились два одиночества. Им даже молчать вдвоем не скучно, ведь всегда можно накормить друг друга конфетами. Эти двое могут дожить до счастья, а может быть даже до настоящей любви и потом весело вспоминать обо всех своих сомнениях, беречь старый шкаф, возле которого все началось.

Алена Лаптева (Агафья Тихоновна), Виталий Егоров (Подколесин), Сергей Угрюмов (Кочкарев)
Алена Лаптева (Агафья Тихоновна), Виталий Егоров (Подколесин), Сергей Угрюмов (Кочкарев)

По крайней мере в спектакле Тополянского это более чем реально, потому что сыграно, прочувствовано, оправдано. Пара, так любовно и нежно показанная Виталием Егоровым и Аленой Лаптевой, этого достойна. Кто знает, может быть, окно, в которое выскользнул Подколесин, станет пространством новых возможностей? И когда-нибудь эти двое превратятся в гоголевских старосветских помещиков, чья жизнь «так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении». И будут они сидеть «на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему».

А у нас пусть будет шанс пересидеть карантин и снова оказаться в театре, где еще и не такое возможно.

Ксения Позднякова

#театроscope