Найти тему
Высшее образование

ЕГЭ по русскому языку: суть заданий, сложности, лайфхаки.

Оглавление

ЕГЭ по русскому является обязательным экзаменом для всех. К счастью это не самый сложный предмет для сдачи ЕГЭ и написать его на отлично может любой, если хорошо подготовится. В этой статье расписал для вас каждое задание вкратце, некоторые сложности, нюансы, лайфхаки, знание которых поможет вам успешно пройти этот экзамен.

Задание 1

В первом задании вам нужно будет выбрать ответы, в которых отражена главная мысль представленного текста. Ответов минимум 2, но может быть и больше. Никакой сложности за собой данное задание не несет, но в качестве лайфхака могу посоветовать прочтение вариантов, не читая текст и нахождение среди них ответов с одинаковой главной мыслью, этот метод работает почти во всех случаях.

-2

Задание 2

Для того, чтобы выполнить это задание вы должны уметь правильно использовать средства связи предложений в тексте. Здесь вам нужно будет понять что нужно вставить вместо пропуска в тексте. Это может быть союз, частица, местоимение, наречие, вводное слово, словосочетание или числительное. Так что вам нужно будет повторить все правила связанные с постановкой и употреблением в предложении всех этих служебных частей речи. Внимательно читайте и устанавливайте связь между предложением, в котором вам нужно вставить пропуск и предыдущим предложением.

-3

Задание 3

Это задание проверяет ваше понимание лексического значения слова, употребленного в предложении. Одно из самых легких в ЕГЭ, на нем останавливаться долго не будем. Здесь вам нужно выбрать значение, в котором употреблено слово в приведенном тексте.

-4

Задание 4

Это одно из сложных заданий, рассчитанное на проверку знаний орфоэпических норм. Оно требует немалого багажа знаний, так как придется выучить постановку ударений многих слов, которые не так часто попадаются в нашей повседневной жизни, также зачастую во многих используемых нами словах ударения мы ставим неправильно. Несмотря на это существует несколько правил постановки ударений в существительных, глаголах, причастиях, деепричастиях, прилагательных и наречиях, которые тоже надо выучить, однако эти правила распространяются не на все слова.

-5

Задание 5

В этом задании проверяется ваше знание соответствий паронимов и их значений, поэтому желательно перед экзаменом найти какой-нибудь словарь со всеми паронимами и выучить неизвестные вам. Словарь вы можете найти на сайте ФИПИ.

-6

Задание 6

В этом задании вам предложат заменить или исключить лишнее слово, которое либо не имеет никакого смысла, либо неправильно употреблено в сочетании с другим словом. Чтобы успешно выполнить данное задание вам нужно понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением, учитывать особенности сочетаемости слов, правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы, а также, учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

-7

Задание 7

Здесь вам нужно будет найти и исправить ошибку в образовании формы слова, так как рассчитано на проверку знаний морфологических норм словообразования и словоизменения. Чтобы хорошо его написать вам нужно будет повторить какие бывают формы существительных, степени сравнения прилагательный, склонения всех разрядов числительных, а также местоимений по падежам. Также это задание проверяет знание форм глаголов и форм образований причастий и деепричастий.

-8

Задание 8

Данное задание проверяет ваше знание синтаксических норм согласования и управления и является одним из самых сложных в ЕГЭ. Чтобы успешно справиться с этим заданием следует повторить темы: нарушения построения предложения с несогласованным приложением, с причастным оборотом, с деепричастным оборотом, с косвенной речью и однородными членами, нарушение построения сложного предложения, нарушение связи между подлежащим и сказуемом, видовременной соотнесенности глагольных форм, управления, неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом.

-9

Задание 9

Это задание на безударные гласные в корнях слов, а конкретно на безударные проверяемые гласные в корне, безударные непроверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне. Здесь вам нужно будет найти ряд, в котором пропущена одна и та же буква.

-10

Задание 10

Это задание такое же как предыдущие, но проверяет уже правописание приставок. Вам нужно знать правила правописания приставок зависящих от значения (пре/при), от глухости/звонкости последующего согласного, написания И или Ы после приставок и правила постановки Ь или Ъ знака в словах.

-11

Задание 11

Это задание на проверку знаний правил правописания суффиксов различных частей речи за исключением Н/НН.

-12

Задание 12

Задание на правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

-13

Задание 13

В этом задании проверяется ваше знание правил слитного или раздельного написания НЕ/НИ с различными частями речи.

-14

Задание 14

Слитное, дефисное или раздельное написание слов. Тут по большей части вам придется выучить как пишется тот или иной союз или частица, так как правил в этом разделе не так уж много. Найти все правила и слова для выучивания вы сможете найти в следующих разделах: правописание предлогов, союз, частиц, правописание наречий, правописание сложных существительных и прилагательных, правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными.

-15

Задание 15

Правила правописания Н/НН в разных частях речи.

-16

Задание 16

Для этого задания вам нужно повторить две темы: правописание запятых в ССП, и в предложениях с однородными членами. Выучив и поняв все правила вы успешно справитесь с данным заданием.

-17

Задание 17

Чтобы справиться с этим заданием вы должны ознакомиться с правилами правописания знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями, приложениями.

-18

Задание 18

В этом задании вам нужно будет расставить знаки препинания в конструкциях грамматически не связанных с членами предложения. Чтобы понимать о чем речь правильно выполнить задание вам нужно выучить когда запятая ставится при вводных словах и словосочетаниях и когда она ставится при обращении.

-19

Задание 19

Данное задание проверяет ваши знания о расстановке знаков препинания в СПП предложениях с одним, двумя придаточными или с однородными придаточными. Нужно расставить знаки препинания в правильных местах.

-20

Задание 20

Здесь также нужно будет расставить знаки препинания, но уже в предложениях с разными типами связи. Сложность этого задания заключается в определении границ в составе сложного предложения. Связь в составе сложного предложения бывает сочинительной, бессоюзной и подчинительной.

-21

Задание 21

Одно из сложных заданий в ЕГЭ - пунктуационный анализ. Оно требует знания многих тем по расстановке знаков препинания, к примеру, расстановка знаков препинания при сравнительных оборотах, между подлежащим и сказуемым, при уточняющих членах предложения. Также следует повторить следующие темы: знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, что уже было в задании 18, знаки препинания при прямой речи, цитировании, в бессоюзном сложном предложении и тире в простом и сложном предложениях.

-22

Задание 22

В этом задании все, что от вас требуется это очень внимательно прочитать текст и выбрать те варианты ответов, которые спрашиваются в задании. Количество ответов может быть любое.

-23

Задание 23

Здесь вам нужно знать, уметь различать различные типы речи: повествование, описание, рассуждение и видеть логические связи между предложениями.

Для текста из предыдущего задания.
Для текста из предыдущего задания.

Задание 24

Чтобы успешно выполнить это задание вам нужно знать что такое прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха), синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним), омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова, лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы), стилистически нейтральная, книжная лексика. 

Для текста из предыдущего задания.
Для текста из предыдущего задания.

Задание 25

Здесь опять же нужно вспомнить средства связей предложений в тексте, а это союзы, частицы, местоимения, наречия, лекс. повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы и антонимы в т. ч. и контекстные, синтаксический параллелизм, парцелляция. 

-26

Задание 26

Это задание на проверку вашего знания языковых средств выразительности. В их число входит метафора, эпитет, гипербола, метонимия, сравнение, фразеологизм, парцелляция, параллелизм, контекстные синонимы и антонимы и много других средств выразительности.

-27

Задание 27

В написании сочинения вам нужно соблюсти все требуемые критерии, правильно, по плану расписать всю работу, начиная с проблемы, которая поднимается автором текста, заканчивая приведением своих аргументов, выстраивая логику повествования, последовательно, связно расписывать каждое предложение, каждый абзац. После написания всей работы перечитайте весь текст на нахождение в нем орфографических, речевых, пунктуационных ошибок.

-28

Пример сочинения по тексту Каверина. О войне, Родине, семье. Проблемы.

Текст
Текст

Как война меняет жизни людей? Именно этот вопрос ставит автор предложенного для анализа текста В.А. Каверин.

Раскрывая данную проблему, Вениамин Каверин переносит нас в события двадцатого века -  время Великой Отечественной войны.  Мы знакомимся с двумя русскими бойцами – Львом Никольским и Петей Даниловым. Молодые люди оказались в окружении гитлеровцев, боеприпасы на исходе, и до орудия немцев было не меньше двухсот метров. Главный герой Лев – кандидат филологических наук, размышляет, что всего неделю назад он защищал диссертацию на тему древнейших сказаний, а сейчас вокруг него находилось лишь «мертвое, взрытое снарядами поле». В самом конце отрывка мы узнаем, что у младшего лейтенанта осталась жена Аня и маленький сын, и он понимал, что скорее всего больше их не увидит. Петя Данилов же был серьезно ранен и не мог продолжать бой.Несмотря на смертельные раны, разведчик, любимец всего полка, вызвался помочь Льву. Он, читая свои стихи, отстреливался от немцев, чтобы лейтенант смог пробраться к орудию и выиграть этот бой. Этому начинающему поэту пришлось взять в руки оружие вместо пера, причина этому- война.

Автор не случайно рассказывает нам о судьбах двух бойцов. В обоих случаях мы видим, как сильно война повлияла на жизни мужчин и как тяжело приходилось людям в период военных действий.

Позиция писателя предельна ясна: война кардинально меняет жизни людей, их быт, забирает близких, не щадя никого.

С мнением автора трудно не согласиться. Человеческие жизни в период военных действий становятся тяжелее, страшнее и больнее. Так, например, в произведении Е. Варейской «Три девочки» мы знакомимся с главными героинями. Девочки ведут самый обычный образ жизни, ходят в школу, но война направляет их судьбы в другое русло. Школу разрушают, подруги прекращают свою учебу, и теперь они вынуждены учиться выживать. Девочки быстро взрослеют: веселая и легкомысленная Люся превращается в ответственную и организованную девушку, Наташа становится более серьезной, а Катя - уверенной в себе. Однако даже в такое время они остаются людьми и продолжают заботиться о близких, несмотря на тяжелые жизненные условия. Война не разобщила их, а сделала еще дружнее, хотя они и очень сильно изменились.

Таким образом, проанализировав текст Вениамина Александровича Каверина, я пришла к выводу, что мы, живущие в мирное время, должны быть благодарны тем людям, которые героически жертвовали собой в безумные и темные времена.