Найти в Дзене
СКАЗАНИЕ

Матрена, правнучка татарина Кучук-бея и ее любовь к запорожскому гетману

Оглавление

Предки дочери украинского писаря были родом из Крымского ханства. Но на Руси они получили другую фамилию и продолжили род как князья.

Татарский прадед

Кучук-бей перебрался из Крыма в середине 17-го века. Возможно, он попал сюда во время переделов территорий межу поляками и Россией, так как крымский хан тогда поддержал Польшу. Бей принял православие и стал зваться Андреем, а поскольку попал он в Запорожское войско, то здесь и стал нести службу.

Мотря Кочубей. Кадр из фильма "Молитва о гетмане Мазепе"
Мотря Кочубей. Кадр из фильма "Молитва о гетмане Мазепе"

О жене Андрея Кучук-бея не осталось сведений, но можно сказать, что дедом Матрены был казак по имени Леонтий, сын татарина. К тому моменту, когда на свет появился отец Матрены, семья уже привычно называлась Кочубеями, для простоты. Мать девушки происходила из поляков-дворян.

Сватом Леонтия, татарского сына выступил полковник Федор Жученко, отдавший свою дочь Любу за сына Леонтия Василия. Сестру ее Прасковью он тоже сосватал за запорожца. По всей видимости это случилось уже на склоне лет Василия Кочубея, так как старшая его дочь Матрена родилась, когда отцу было уже под пятьдесят.

В это время он только дослужился до высокого титула главного писаря и получил кой-какие земли. Все это благодаря гетману Мазепе.

Любимец дам

Иван Мазепа был старше Кочубея всего на год, но происхождением мог похвастаться более знаменитым. Его предки служили Руси и защищали ее от татар, родом из которых происходил Кочубей.

Изображения гетмана почти не сохранились, но этот портрет считается изображением дочери Кочубея Матрены.
Изображения гетмана почти не сохранились, но этот портрет считается изображением дочери Кочубея Матрены.

А мать Мазепы вообще стала известной и почитаемой игуменьей. Так что у него были хорошие перспективы, которые он и использовал.

Но жизнь его складывалась неоднозначно. Юность он провел при дворе польского короля, где его православная вера была не в особой чести. Поэтому в итоге Мазепа завязал с этой службой, постепенно перекочевав в провинцию.

Но оказалось, что этот юноша умеет наживать себе проблемы и без особого повода.

Еще тогда, совсем молодым, Иван не остался незамеченным волынскими панночками, и не все из них были невестами. Ладно те, кто находился в поисках жениха, но ведь Мазепа сразил сердца и замужних дам. Волей или неволей, но одна из них дождалась взаимности.

Только после этого Ивану пришлось спешно собирать вещи. Вскоре он оказался в Белой Церкви. Ему уже было 26 лет, а семьей Мазепа так и не обзавелся. По настоянию отца свадьба все же случилась, хотя молодая была немолода. Анна уже побывала замужем за полковником, а теперь искала ему замену.

Наталья Кочубей. Праправнучка отца Матрены Василия Кочубея
Наталья Кочубей. Праправнучка отца Матрены Василия Кочубея

Очарованная Мотря

Будущая возлюбленная Ивана Матрена на тот момент еще даже не родилась на свет. Прежде, чем это случится, Мазепа успеет отправиться на родину предков Мотри, в Крымское ханство и к Османам, во время султаната Турхан-султан, жены султана Ибрагима.

Но до Константинополя Мазепа не доехал, а осел на левом берегу и провел там больше десяти лет. Буквально за год до рождения у Кочубея дочки Мазепа стал гетманом, повысил Кочубея, после крестил его дочь и продолжил дружить со славным семейством. Но, говорят, что гетман не так уж честно получил свою должность, и этим были недовольны многие.

К тому времени, когда Иван Степаныч собрался сватать подрастающую Мотрю, он уже многим хорошенько перешел дорогу. Но история с любовью к крестнице полностью все перекрыла. Разница между влюбленными составляла без малого полвека. Не сказать, чтоб такие браки случались часто. Но дело было вовсе и не в том. Мазепа воспитал Мотрю, так как являлся ей крестным отцом - когда и как возникли эти чувства, трудно представить.

Елизавета Кочубей, одна из рода татарского перебежчика Кучук-бея
Елизавета Кочубей, одна из рода татарского перебежчика Кучук-бея

По всей видимости Иван Степанович не растерял своего очарования с годами.

Когда-то светские львицы не могли прийти в чувство от общества галантного королевского дворянина, а спустя годы перед этим шармом не устояла и юная дщерь служаки запорожского. Не исключено, что здесь сыграло роль одиночество - жена Мазепы его покинула, дочь осталась во младенчестве. Но ведь это чувство было взаимным, да так что Матрену не могли усмирить уже после того, как вернули домой.

Гетман хотел венчаться, но этого было нельзя устроить. Знать бы ему, что младенец в люльке через годы превратится в прекрасную чаровницу, пошел бы он к ней в крестные отцы? Впрочем, и родители были против. Завершилась эта история не слишком хорошо. Кочубей перессорился с несостоявшимся зятем и в итоге в этой борьбе проиграл. Мотря, вероятно, оставалась рядом с Мазепой и далее, хотя непонятно, почему о ней больше нет упоминаний.

В 1709 году гетман бежал к Османам. Здесь правил правнук Кесем-султан падишах Ахмед. Тот приютил у себя и Мазепу, и короля Карла, чтобы через год самому выступить на Россию. Вполне вероятно, что молодая жена Матрена сопровождала мужа и в итоге оказалась среди тех, кто был близок ее предкам - Кучук-бею и его родне.

На тот момент ей должно было быть всего-то двадцать один год. Оставшись одна, Матрена могла найти себе пристанище и нового мужа среди турок-османов. В конце концов она не была простой девушкой, а побывала женой запорожского гетмана. Но об этом истории ничего не известно.