Найти в Дзене

Робофутбол: особенности судейства на "Кубке юных техников"

Оглавление

Третья, важнейшая статья из "робофутбольного" цикла. В ней я подробно пройдусь по всему процессу судейства матчей.

У нас здесь своя атмосфера
У нас здесь своя атмосфера

Время тайма не останавливается

Начинаем отсчёт времени после успешного "первого удара" и не останавливаем до конца тайма. Делаем исключение, поставив секундомер на паузу, только при "особых ударах" или каких-либо внештатных ситуациях. Если время тайма кончилось на подготовке к штрафному удару - даём пробить штрафной, надеясь на гол.

Ничья разрешена

Там где победитель не обязателен - можно
Там где победитель не обязателен - можно

В обычных "групповых" матчах ничья допустима. Если игра окончилась с равным счётом (0:0, 1:1 и т.п.), мы не назначаем дополнительное время. Обязательное определение победителя матча оставляем только на спорные случаи и финал ("Битву за Кубок").

Запасной робот и игрок

У команды может быть 5-й, запасной робот. В крайне редких случаях (по согласованию с оргкомитетом) при команде может находиться и запасной игрок. Однако он не может подменять кого-либо из команды после начала игры.

Цветовая маркировка

В базовых правилах предполагается использовать заранее приготовленные командой флажки. Но практика показывает, что половина команд забывает про них, а оставшаяся половина теряет в процессе игр. Поэтому мы заранее заготавливаем цветную самоклеющуюся бумагу нужного количества цветов и распределяем по судьям. Перед началом игр нужно собрать "свои" команды, объяснить требование маркировки и выдать им разрезанные квадратики "самоклейки" для приклеивания на верхнюю плоскость робота. Такая маркировка хорошо заметна, не вызывает вопросов и не теряется в процессе игр. Также можно подписать маркером номер робота (1-4) на каждом квадрате.

Без "особого" вратаря

В базовых правилах указано на необходимость в специальном роботе-вратаре, отдельно промаркированном. На практике "привязанный к воротам" робот не слишком полезен, поэтому мы разрешаем "ходить в атаку" всем составом команды. Но при защите ворот оборонять ворота может лишь 1 "свой" робот против 1 "чужого".

Карантин - до и после открытия

У нас всё не так жёстко
У нас всё не так жёстко

По-хорошему, всех роботов всех команд перед началом игр нужно собрать в зоне "карантина" и методично проверить. Затем доставать из карантина нужные комплекты роботов "по вызову на поле". На практике всё против такой процедуры: нет места, нет времени, нет возможности быстро и надёжно собрать все команды одновременно.

Поэтому мы практикуем "ходячий" карантин до открытия турнира. В это время судьи проходят по кабинетам команд и проверяют роботов на соответствие габаритам и работу ударного механизма.

Как проверить размер робота?

Инструмент проверки самый простой - рулетки, линейки, "калибровочное ведро", точность - до 1см.

Когда маркировать роботов?

После открытия и проведения жеребьёвки, судьи вместе с командами проходят на поля игр. Здесь появляется возможность не только промаркировать все "свои" команды, но и ещё раз осмотреть роботов на соответствие правилам.

Что делать, если робот не соответствует правилам?

Если робот выходит за пределы габаритов, нужно указать команде на это обстоятельство и дать время на исправление.

Если видим, что нарушение не вопиющее, не даёт решающего преимущества в игре, то подключаем штрафы: по 30 секунд "на скамейке запасных" за отсутствие ударника, "негабаритный" ударник, негабарит каждому роботу. Это адекватная мера, позволяющая снять конфликт с правилами и допустить невнимательную команду к игре. Главное - не забыть выяснить наличие проблемы и "оштрафовать" до начала игры

Роль монеты

Монета при судье нужна в начале каждого матча. По ней мы определяем, кто будет вводить мяч в игру. Если нет монеты - играем "камни-ножницы-бумага". Также монета пригодится в спорном случае, как "крайняя мера" для определения победителя (напоминаю, в обычных играх может быть и ничья!).

Свисток

При каждом судье есть свисток, которым удобно подавать сигнал о начале и окончании игры. В зале для игр проходит одновременно 4-6 матчей, поэтому свисток незаменим.

Начало игры

Выбивание мяча с места

Мяч нужно установить на метку посередине поля. Затем нужно попросить капитана команды выбрать, кто будет выбивать и подкатить этого робота к мячу). Если робот не может подъехать вплотную к мячу самостоятельно, можно ему немного помочь. Далее проверяем готовность команд и выбивающего ("Вы готовы? Все готовы?"), подаём свисток на начало матча. Робот должен с места толкнуть мяч в сторону противника и ждать, пока один из роботов противника коснётся мяча. Если процедура нарушена, говорим "Стоп" и объявляем переигровку либо штрафной удар. Если всё в порядке, говорим "Игра" и игра идёт дальше.

Что делать, если выбивающий не справляется

Например, плохо выбивает мяч (на 1-10см) либо вообще не может вытолкнуть мяч. В этом случае просим игрока отъехать назад и дать коснуться мяча роботам команды противника.

Что делать, если "ударил и полетел"?

На первый раз стоит остановить тайм и переиграть. На второй раз - штрафной удар команде нарушителя. В случае, если улетел недалеко (и сразу образовалась свалка), команды играют слабо, можно ограничиться предупреждением.

Стандартные меры воздействия

Предупреждение

Хороший судья предупреждает нарушения, а не штрафует. Разгоняем свалки, напоминаем о правилах,

Штрафной

В особо жёстких и бесперспективных случаях назначаем штрафной удар.

Тараны

"Здоровая доля"

Пока основное шасси на полях робофутбола - колёсное, тараны неизбежны. Мы не штрафуем и не наказываем за любое столкновение роботов, кроме вопиюще-намеренного. Сталкиваться - можно, ездить по полю чтобы таранить всех подряд - нельзя

Они бесполезны

Кстати, тараны бесполезны. Вообще. В условиях ограниченного времени роботам необходимо вести мяч в ворота, а не толкаться. Таран - это большая трата времени на нулевой шанс забить гол.

Если робот завалился

Завалился - поправляем. Но не сразу. Аккуратно идём к роботу, и переставляем подальше от "замеса". Если замес вокруг уроненного робота, не торопимся поднимать пока ситуация не перейдёт на другой участок поля. Не надо переставлять робота "на мяч". Поставленный на колёса робот не должен служить причиной немедленного гола или лёгкой защиты от гола.

"Без таранов"

Эта фраза должна звучать до, в процессе и после матча. Обычно её достаточно, чтобы предотвратить свалку

"Без свалок"

Эта фраза должна звучать при образовании свалки. Обычно её достаточно, чтобы все начали разъезжаться и игра пошла дальше.

НЕТ свалке у ворот

В зоне ворот - только 1 вратарь и 1 противник. Бывает по всякому, но в целом стараемся предотвращать свалки у ворот. Это источник самых спорных голов

НЕТ "паровозику"

Вдавить в ворота мяч вместе с вратарём "паровозиком" (2 робота толкают вратаря) - не наш метод. Гол не засчитываем, виновной команде - штрафной.

На всё воля судьи

Все судьи очень разные. Мы руководствуемся правилами, собственными глазами и собственным опытом. Оценка ситуации на поле заранее субьективна, но должна быть максимально справедливой. Верьте в собственные силы и опыт!

Видеофиксация - сила!

Если ведётся видеозапись игры - это хорошо. Мы не запрещаем и даже поддерживаем это. В любой непонятной ситуации судья может обратиться к видеооператору для пересмотра эпизода игры и принятия решения.