26 июля 2015 года Крис Фрум стал первым британцем, которому удалось дважды выиграть «Тур де Франс». Впрочем, победа ещё может быть отменена — нагрузки веломногодневки настолько превосходят возможности обычного человека, что все её призеры находятся под обоснованным подозрением в употреблении допинга. 14 из 25 (56%) победителей гонки за последние полвека были в этом уличены. Пожизненная дисквалификация вместе с лишением Лэнса Армстронга семи титулов (с 1999 по 2005 гг.) нанесли огромный ущерб «Туру», а беспрерывная борьба антидопинговых агентств с фармацевтами делает его будущее туманным. Однако никто не способен отобрать у «Тур де Франс» историю.
Еврейский вопрос
Появление «Тур де Франс» прямо связано с самым громким уголовным делом во Франции конца XIX — начала XX вв. Пожизненная ссылка капитана генерального штаба Альфреда Дрейфуса за шпионаж в пользу Германии, присуждённая на основе сфабрикованных антисемитами документов, с последовавшей серией судебных процессов разделили всё общество и, в частности, редакцию журнала о велоспорте L’Velo. Отколовшиеся сотрудники антидрейфусарских взглядов во главе с Анри Дегранжем основали издание L’Auto. Ему была необходима реклама, которой стало проведение новой гонки — «Тур де Франс». Акция имела фантастическую эффективность: после первого «Тура» в 1903 году ежедневный тираж L’Auto скакнул с 25 000 до 65 000, а тридцать лет спустя во время гонки продавались рекордные 850 000 экземпляров газеты.
Маршрут
Первый «Тур де Франс» стартовал в 1903 году у кафе Au Reveil Matin в Монжероне, предместье Парижа, чтобы, обогнув Францию вдоль границ, финишировать в другом столичном предместье Виль-д’Эвре.
Организатор гонки Анри Дегранж задумал её как сверхчеловеческое испытание силы и выносливости. 2 428 километров первого «Тура» делились на 6 этапов (сейчас — 21). Средняя протяжённость каждого была вдвое больше современной — 400 километров. Участники стартовали ещё ночью, чтобы при удачном стечении обстоятельств финишировать засветло, примерно через 17 часов. На отдых между этапами им выделялось по два — три дня.
Победитель гонки в 1924 году признался, что принимал стрихнин, кокаин и хлороформ: «Вечерами мы танцуем по нашим гостиничным номерам, потому что не можем заснуть после гонки».
В 1905 году, чтобы сделать гонку ещё более героической, в неё были добавлены существенные подъёмы. Организаторы признали эксперимент удачным, и маршрут следующих «Туров» провели через Пиренеи и Альпы. Уже в 1910 году, заезжая на знаменитый Коль д’Обиск (18,5 километров со средним уклоном более 7 градусов), лидер пелотона Октав Лапиз кричал им: «Вы — убийцы!». Спортсмены начала XX века не были готовы к подобным нагрузкам, и в тот год только один из гонщиков смог въехать на все горы «Тур де Франс» в седле, а не вскарабкаться пешком.
Первый чемпион
Выиграв первый и два последних этапа гонки 1903 года, первым победителем «Тур де Франс» стал 32-летний Морис Гарен. До начала спортивной карьеры он работал трубочистом и позже объяснял свою выносливость длинными переходами между альпийскими деревушками в поисках заказов. В 1889 году Морис отдал двухнедельный заработок — 405 франков (1 400 евро в современных ценах) — за первый велосипед, а в 1892 году занял на нём пятое место в своих первых соревнованиях. С тех пор он тренировался ежедневно, стал профессионалом и выиграл несколько крупных гонок.
Гарен доминировал в «Тур де Франс» от старта до финиша. 2 428 километров дистанции он проехал за 94 часа и 33 минуты со средней скоростью 25,7 км/ч. Отрыв от обладателя второго места Люсьена Потье составил 2 часа 59 минут — этот рекорд держится в «Тур де Франс» до сих пор.
Призовые Гарена за победу в генеральной классификации и на отдельных этапах в сумме составили 6 125 франков (примерно 21 500 евро в современных ценах), что позволило ему купить автосервис и заправку, где он работал после окончания спортивной карьеры.
Велосипеды
Пять лучших гонщиков генеральной классификации «Тур де Франс» 1903 года ехали на 18-килограммовых велосипедах La Francaise с рамой из стальных трубок и колёсными ободами из дерева. Дюралюминий считался ненадёжным. Его применение в «Туре», как и переключателей передач, которые Анри Дегранж называл вредными для соревновательного духа, было разрешено только в 1937 году. До этого гонщикам приходилось останавливаться перед подъёмом, снимать заднее колесо и разворачивать его другой стороной, где была установлена большая звёздочка. На вершине, чтобы подготовиться к спуску, колесо снова разворачивали.
Допинг
Законы против допинга были приняты во Франции в 1965 году, а до этого любые доступные препараты использовались участниками «Тур де Франс» практически в открытую. В начале века боль в ногах утихомиривали алкоголем и вдыханием эфира. А в 1924 году победитель гонки Анри Пелисье рассказал журналисту, что во время соревнований, среди прочего, принимал стрихнин, кокаин и хлороформ: «Мы работаем на динамите. Вечерами танцуем по нашим гостиничным номерам, потому что не можем заснуть после гонки».