Найти тему
Алексндр Крапивка

Тур де Франс,история как это было

Оглавление

26 июля 2015 года Крис Фрум стал первым британцем, которому удалось дважды выиграть «Тур де Франс». Впрочем, победа ещё может быть отменена — нагрузки веломногодневки настолько превосходят возможности обычного человека, что все её призеры находятся под обоснованным подозрением в употреблении допинга. 14 из 25 (56%) победителей гонки за последние полвека были в этом уличены. Пожизненная дисквалификация вместе с лишением Лэнса Армстронга семи титулов (с 1999 по 2005 гг.) нанесли огромный ущерб «Туру», а беспрерывная борьба антидопинговых агентств с фармацевтами делает его будущее туманным. Однако никто не способен отобрать у «Тур де Франс» историю.

Еврейский вопрос

Появление «Тур де Франс» прямо связано с самым громким уголовным делом во Франции конца XIX — начала XX вв. Пожизненная ссылка капитана генерального штаба Альфреда Дрейфуса за шпионаж в пользу Германии, присуждённая на основе сфабрикованных антисемитами документов, с последовавшей серией судебных процессов разделили всё общество и, в частности, редакцию журнала о велоспорте L’Velo. Отколовшиеся сотрудники антидрейфусарских взглядов во главе с Анри Дегранжем основали издание L’Auto. Ему была необходима реклама, которой стало проведение новой гонки — «Тур де Франс». Акция имела фантастическую эффективность: после первого «Тура» в 1903 году ежедневный тираж L’Auto скакнул с 25 000 до 65 000, а тридцать лет спустя во время гонки продавались рекордные 850 000 экземпляров газеты.

Финиш первой гонки. В центре (со скрещёнными руками): победитель Морис Гарен, слева от него, скорее всего, Леон Жорже. Фото: Nationaal Archief / Flickr.
Финиш первой гонки. В центре (со скрещёнными руками): победитель Морис Гарен, слева от него, скорее всего, Леон Жорже. Фото: Nationaal Archief / Flickr.

Маршрут

Первый «Тур де Франс» стартовал в 1903 году у кафе Au Reveil Matin в Монжероне, предместье Парижа, чтобы, обогнув Францию вдоль границ, финишировать в другом столичном предместье Виль-д’Эвре.

Организатор гонки Анри Дегранж задумал её как сверхчеловеческое испытание силы и выносливости. 2 428 километров первого «Тура» делились на 6 этапов (сейчас — 21). Средняя протяжённость каждого была вдвое больше современной — 400 километров. Участники стартовали ещё ночью, чтобы при удачном стечении обстоятельств финишировать засветло, примерно через 17 часов. На отдых между этапами им выделялось по два — три дня.

Победитель гонки в 1924 году признался, что принимал стрихнин, кокаин и хлороформ: «Вечерами мы танцуем по нашим гостиничным номерам, потому что не можем заснуть после гонки».

В 1905 году, чтобы сделать гонку ещё более героической, в неё были добавлены существенные подъёмы. Организаторы признали эксперимент удачным, и маршрут следующих «Туров» провели через Пиренеи и Альпы. Уже в 1910 году, заезжая на знаменитый Коль д’Обиск (18,5 километров со средним уклоном более 7 градусов), лидер пелотона Октав Лапиз кричал им: «Вы — убийцы!». Спортсмены начала XX века не были готовы к подобным нагрузкам, и в тот год только один из гонщиков смог въехать на все горы «Тур де Франс» в седле, а не вскарабкаться пешком.

Феликс Селье в ярости от того, что его сбила машина. Начало 1920-х. Фото: Nationaal Archief / Flickr.
Феликс Селье в ярости от того, что его сбила машина. Начало 1920-х. Фото: Nationaal Archief / Flickr.

Первый чемпион

Выиграв первый и два последних этапа гонки 1903 года, первым победителем «Тур де Франс» стал 32-летний Морис Гарен. До начала спортивной карьеры он работал трубочистом и позже объяснял свою выносливость длинными переходами между альпийскими деревушками в поисках заказов. В 1889 году Морис отдал двухнедельный заработок — 405 франков (1 400 евро в современных ценах) — за первый велосипед, а в 1892 году занял на нём пятое место в своих первых соревнованиях. С тех пор он тренировался ежедневно, стал профессионалом и выиграл несколько крупных гонок.

Гарен доминировал в «Тур де Франс» от старта до финиша. 2 428 километров дистанции он проехал за 94 часа и 33 минуты со средней скоростью 25,7 км/ч. Отрыв от обладателя второго места Люсьена Потье составил 2 часа 59 минут — этот рекорд держится в «Тур де Франс» до сих пор.

Призовые Гарена за победу в генеральной классификации и на отдельных этапах в сумме составили 6 125 франков (примерно 21 500 евро в современных ценах), что позволило ему купить автосервис и заправку, где он работал после окончания спортивной карьеры.

-4

Велосипеды

Пять лучших гонщиков генеральной классификации «Тур де Франс» 1903 года ехали на 18-килограммовых велосипедах La Francaise с рамой из стальных трубок и колёсными ободами из дерева. Дюралюминий считался ненадёжным. Его применение в «Туре», как и переключателей передач, которые Анри Дегранж называл вредными для соревновательного духа, было разрешено только в 1937 году. До этого гонщикам приходилось останавливаться перед подъёмом, снимать заднее колесо и разворачивать его другой стороной, где была установлена большая звёздочка. На вершине, чтобы подготовиться к спуску, колесо снова разворачивали.

Допинг

Законы против допинга были приняты во Франции в 1965 году, а до этого любые доступные препараты использовались участниками «Тур де Франс» практически в открытую. В начале века боль в ногах утихомиривали алкоголем и вдыханием эфира. А в 1924 году победитель гонки Анри Пелисье рассказал журналисту, что во время соревнований, среди прочего, принимал стрихнин, кокаин и хлороформ: «Мы работаем на динамите. Вечерами танцуем по нашим гостиничным номерам, потому что не можем заснуть после гонки».