Найти в Дзене
Андрей Иванов

Что в имени тебе моем? Аббревиатуры в названиях паровозов.

Продолжаем знакомиться с различными названиями локомотивов. Сегодня статья посвящена аббревиатурам в названиях паровозов. Что такое Б, Л, Ов? Вот сейчас и узнаем.

Паровозы

АА - Андрей Андреев - опытный советский паровоз. Единственный в мире локомотив с семью движущими осями в одной жёсткой раме.

Паровоз АА20-1
Паровоз АА20-1

Б - брянский - российский/советский пассажирский паровоз для вождения скоростных поездов. Создан на основе конструкции паровозов Г. На момент постройки (по данным 1912 года) был самым быстрым паровозом на российских железных дорогах (125 км/ч).

Паровоз Аб-132 (в 1912 г. переименован в Б-51)
Паровоз Аб-132 (в 1912 г. переименован в Б-51)

ВП - воткинский промышленный - узкоколейный паровоз производства Воткинского завода. Всего было выпущено 620 паровозов серии ВП-1, 400-500 паровозов серии ВП-2 и 1200-1300 паровозов серии ВП-4 (всего - 2356 паровозов). Тип паровоза ВП-2 существовал только в литературе и в котловых журналах паровозов. На всех паровозах ВП-2 на будке машиниста и тендере была написана серия ВП-1, так как котёл ВП-2 отличался от ВП-1 только волнистым потолком топки.

Паровоз ВП-1-170
Паровоз ВП-1-170

ИС - Иосиф Сталин - советский магистральный пассажирский паровоз типа 1-4-2. На момент создания являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе. Обладатель премии Гран-при на Всемирной парижской выставке (1937). Самый мощный пассажирский паровоз в истории советского паровозостроения. Особенностью паровоза являлась большая унификация по многим деталям с грузовым паровозом ФД.

Паровоз ИС20-320
Паровоз ИС20-320

Ов - основной Вальсхарта - модификация паровоза О («Основной») — первого паровоза, ставшего основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз О самым массовым из дореволюционных локомотивов.

Паровоз Ов-324
Паровоз Ов-324

ОР - Октябрьская Революция - Паровоз ОР21 (Завод имени Октябрьской Революции, осевая нагрузка 21 т) - паровоз советского производства. Было построено только три машины, но паровоз не пошёл в серию.

Паровоз ОР21-001
Паровоз ОР21-001

Л - (конструкции Лебедянского) - советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-0, разработанный в конце Второй мировой войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год.

Паровоз Л-3653
Паровоз Л-3653

ЛВ - (конструкции) Лебедянского ворошиловградский - первоначальное заводское обозначение ОР18 (завод имени Октябрьской революции, 18 - нагрузка от осей на рельсы, в тс) - советский магистральный грузовой паровоз, производившийся с 1952 по 1956 гг. Был создан на Ворошиловградском паровозостроительном заводе с учётом опыта проектирования, постройки и эксплуатации паровоза серии Л, за что получил у железнодорожников прозвища "Лебедянка" и "Лебедь" (как и паровоз Л). Один из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса»), на его базе был создан опытный однотипный паровоз ОР21. Опыт проектирования паровоза ЛВ был в значительной степени использован при создании одного из лучших китайских паровозов — QJ. Последний паровоз серии (ЛВ-0522) стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.

Паровоз ЛВ-0522
Паровоз ЛВ-0522

П - Победа - многие ассоциируют П с паровозами П36, однако паровозом «Победа» является Л, которые выпускались с 1945 года и официально носили обозначение серии П («Победа») до января 1947 года. Но это не помешает мне разместить здесь изображение П36.

Паровоз П36-0031
Паровоз П36-0031

ПТ - промышленный транспорт. Паровоз Пт4 — узкоколейный паровоз типа 0-4-0, поставлявшийся по репарациям в послевоенное время в СССР из Финляндии. После окончания Великой Отечественной войны потребность в промышленных паровозах значительно возросла. Возникла серьезная необходимость в обновлении паровозного парка. В связи с этим по заказу СССР на паровозостроительных заводах Финляндии, Венгрии, Польши и Чехословакии началось строительство стандартных паровозов типа 0-4-0 с трехосным тендером колеи 750 мм с нагрузкой на ось 4 тонны. Проектирование и строительство указанных паровозов велось по чертежам серии П24 Коломенского завода довоенной постройки.

Паровоз ПТ4-1979
Паровоз ПТ4-1979

СО - Серго Орджоникидзе - советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0.

Паровоз СО17-3241
Паровоз СО17-3241

С - конструкции Сормовского завода; прозвища - Гончая Малаховского, Русский Прери - первый российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. Спроектирован для вождения курьерских пассажирских поездов небольшого состава. Выпускался с 1910 по 1919 год (в массовом производстве с 1912 года) на ряде российских паровозостроительных заводов. Всего за период производства было выпущено 678 локомотивов.

С68 — единственный сохранившийся паровоз серии
С68 — единственный сохранившийся паровоз серии

Су - сормовский усиленный - советский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг. Первым созданный в СССР паровоз, одинаково пригодный для работы в скорых и тяжелых (многовагонных) пассажирских поездах (дальнего следования и пригородных).

Паровоз Су-250-64
Паровоз Су-250-64

ФД - Феликс Дзержинский, заводское обозначение 1П («1-й тип паровоза»); прозвища - "Федя", "Федюк", "Феликс" - советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Был создан в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией, когда правительство страны потребовало от железнодорожного транспорта справиться со всё возрастающим грузооборотом.

Паровоз ФД-1679
Паровоз ФД-1679

Фл - системы Фламма - серия грузовых паровозов типа 1-5-0, выпускавшихся на бельгийских заводах Фламма и поставляемых на российские железные дороги в годы Первой мировой войны.

-15

Фт - финский Тампела. Фт4 — узкоколейный танк-паровоз с осевой формулой 0-3-1. Выпускался в Финляндии на заводе "Tampella". В СССР паровозы Фт4 работали в лесной и торфяной промышленности, а также на предприятиях, производящий строительные материалы.

Паровоз Фт4-028
Паровоз Фт4-028

Ну вот, еще на один вопрос нашелся ответ. Надеюсь, что статья вам понравилась. Спасибо за внимание!