Правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603)
Она была примером развитой во всех смыслах женщины и являлась одной из самых образованных людей своего времени. Соответственно, и приближенные к её двору дамы были высоко образованы. Однако позднее эти идеи потерпели регресс. Мартин Лютер, заложивший основы протестантизма, определил главную роль женщины как жены, занимающейся домашним хозяйством.
Тотальная безграмотность XVII века
Яков I Стюарт не считал важным женское образование и не интересовался успехами своей дочери Елизаветы. Королева Анна, последняя представительница династии Стюартов, не отличалась высокой образованностью, более того, она имела плохие представления о политических событиях, происходящих в мире. Считается, что женская неграмотность в столице колебалась от 90% в начале века до 50% в конце века.
Шесть типов образования
Американская исследовательница Филлис Сток выделила шесть типов образования этого периода. Данная схема охватывает все слои общества.
1 – нравственное воспитание, осуществляющееся, как правило, матерями;
2 – нравственное воспитание, обеспеченное учителями;
3 – профессиональное образование, связанное с деятельность, которой занималась семья;
4 – общее интеллектуальное образование;
5 – интеллектуальное образование для получение какой-либо профессии (например, гувернантки);
6 – индивидуальные интеллектуальные занятия.
Образование аристократок
Во второй половине века появляются пансионы, платные закрытые учебные заведения. Самые престижные пансионы получили название академий, в XVIII веке они насчитывались почти во всех крупных городах. Однако женское образование в целом не отличалось особым разнообразием, оно включало в себя довольно поверхностное изучении истории и географии, а также базовые дисциплины вроде чтения, письма и религии. В некоторых заведениях обучали ведению счетов, азам медицины и точным наукам, но это было больше исключением.
Образование простолюдинок
В 1275 году был принят указ, положивший начало ученичеству детей из неимущих слоёв. При монастырях возможно было получить основы базовых знаний. С началом Реформации монастыри закрывались и девушки из бедных семей не могли более обучаться грамоте. Многие мыслители того времени считали, что им и не следует получать образование, ориентируясь на непоколебимость иерархического общества.
Дальнейшее развитие
Образование XVII по большей мере было гуманитарным – изучались языки, история, музыка и танцы. Качество женского образование сильно уступало мужскому. Английская революция сыграла большую роль в пересмотре системы образования, зародилось феминистское движение. Просветители также сыграли большую роль в пропаганде идеала образованной женщины. Все эти события подготовили почву для дальнейших реформ женского образования не только в Англии, но и в других европейских странах.