Найти тему
Вера Кулишова

Готовимся к ОГЭ по русскому. Вариант сочинения по рассказу О.Савельевой

(1)Я живу с мыслью, что каждую минуту жизнь может измениться к лучшему. (2)Мне так проще жить. (3)Я всё время жду хороших новостей. (4)А если случается плохое, я думаю: так, это плохое – ступенька к хорошему.

(5)Очень хочу заразить этой мыслью окружающих.

(6)Вот сейчас забежала в магазин. (7)В очереди передо мной женщина с дочкой. (8)Девочке лет пять.

-(9)Мам, можно я сама выложу продукты на ленту? – спрашивает она. (10)Очень хочет помочь.

(11)Мама нервничает, может, опаздывает куда-то.

-(12)Давай, только быстрее… - говорит она дочке рассеянно.

(13)Девочка сломя голову начинает метать продукты из тележки на ленту. (14)Спешит. (15)Мама доверила! (16)Надо оправдать ожидания! (17)И вдруг… (18)Пакет с пшеном падает на пол… и лопается. (19)Пшено почти не высыпалось, но пакет порван.

(20)Девочка испуганно замерла. (21)Что она натворила!

-(22)Ну вот, - мама вздыхает. – (23)Так и знала! (24)Вот доверь! (25)Ну, руки-крюки! (26)За что ни возьмёшься… (27)Надо теперь брать новый пакет пшена!

(28)Девочка беззвучно плачет. (29)Она больше не хочет ничего перекладывать. (30)Она неумеха. (31)Руки-крюки. (32)Так сказала мама.

-(33)А что теперь с этим пшеном? (34)Которое ваша дочь рассыпала? (35)Кто за него должен платить? (36)Я? – возмущается кассир.

-(37)Я куплю это пшено, если ваша дочурка поможет мне переложить продукты на ленту, - осторожно говорю я. –(38)Она так здорово это делает. (39)А у меня рука болит.

(40)Мама девочки удивлённо смотрит на меня и, будто опомнившись, говорит:

-(41)Да, Лидочка, помоги тёте…(42)У неё рука болит.

(43)Лидочка будто отмирает и начинает аккуратно перекладывать мои продукты на ленту, старается, поглядывает на маму.

-(44)Какая у вас помощница растёт! – говорю я маме Лиды громко, чтобы девочка слышала.

-(45)Да, и не говорите! (46)Она и полы у меня умеет мыть. (47)И стиральную машину запускать!

(48)Мы одновременно с Лидой и её мамой выходим из магазина.

-(49)Лида, а ты когда-нибудь была в Венеции? – спрашиваю я.

-(50)Нет. (51)Я в Крыму была.

-(52)Знаешь, я тоже пока не была, но читала, что там есть площадь, на которой много-много голубей, и они почти все ручные. (53)Садятся людям на плечи и на голову, и люди с ними фотографируются. (54)Представляешь?

-(55)Здорово!

-(56)Хочешь прямо сейчас оказаться в Венеции?

(57)Здесь? (58)Сейчас? – удивляется Лида.

-(59)Да! – я достаю целлофановый пакет с пшеном. – (60)Здесь и сейчас.

(61)Мы отходим от магазина на пятачок пространства, где никому никто не мешает, и я говорю:

-(62)Лида, ты очень скучно уронила пшено. (63)Оно даже не рассыпалось. (64)Урони так, чтобы БАМС!!!! (65)Чтобы всё разлетелось, как салют!!!

(66)Лида оглядывается на маму. (67)Та уже всё поняла, улыбается и кивает. (68)Лида берёт у меня пакет с пшеном.

-(69)Прямо на землю?

-(70)Прямо на землю!!!

(71)Лида радостно плюхает пшено, оно рассыпается жёлтым мандариновым салютом и тотчас… (72)Почернело небо! (73)С крыш, с проводов, откуда ни возьмись огромное полчище голодных голубей стремительно пикирует к ногам визжащей от восторга и счастья Лиды.

-(74)Ма-ма-ма-ма! (75)Смотри, как их много! (76)Ма-ма-ма-ма! (77)Они едят наше пшено!!! (78)Ма-ма-ма-ма, мы в Венеции!!!

(78)Помните, пожалуйста: каждую минуту всё может измениться к лучшему.

(80)Или подождите. (81)Или… сами измените.

(По О.Савельевой*)

*Ольга Савельева – писательница, блогер.

Напишите сочинение, раскрывая смысл высказывания профессора Екатерины Ивановны Никитиной: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже вместо слов».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста (По О.Савельевой).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Я считаю верным высказывание профессора Екатерины Ивановны Никитиной о том, что знаки говорят, как и слова. И постараюсь подтвердить это высказывание на примере использования многоточия в рассказе О.Савельевой.

В любом учебнике можно найти правила применения многоточия: указание на недосказанность; неожиданный переход от одной мысли к другой; пропуск информации в тексте.

Это сухая характеристика многоточия. На самом деле, этот знак вместо слов способен передан гамму переживаний.

Кроме того, когда автор использует многоточие, он предполагает, что читатель включится в предложенную игру, будет развивать мысль, увидит то, что написано между строк, вступит в дискуссию.

Какую же смысловую нагрузку несет в себе многоточие в рассказе О.Савельевой?

В предложении 12 явно чувствуется, что многоточие передаёт определённое состояние мамы девочки Лиды: она думает не о покупках, её волнует что-то другое. В этом предложении многоточие передаёт читателю состояние волнения одной из героинь рассказа.

А вот в предложении 26 дано другое применение многоточия – незаконченность высказывания.

Используя многоточие в последнем предложении рассказа (предложение 81), автор предлагает своему читателю пофантазировать и, исходя из собственного опыта, продолжить рассказ о том, «что каждую минуту всё может измениться к лучшему».

Вот так с помощью многоточия в рассказе более глубоко передана небольшая жизненная ситуация.