Найти в Дзене
Александр Матусевич

Видеть музыку, слышать живопись

В Московской филармонии отметили День защиты детей

Московская филармония предлагает подрастающему поколению самые разные просветительские программы, причем постоянно появляются всё новые и новые форматы, с помощью которых высокое академическое искусство стремятся сделать близким и понятным детской аудитории. В Международный день защиты детей 1 июня в КЗЧ московским школьникам была презентована знаменитая пушкинская сказка «Золотой петушок» в необычном музыкально-театрально-визуальном решении. Этот концерт прошел в рамках масштабного четырехчастного цикла музыкально-просветительских программ для всей семьи. Его авторы – режиссер-постановщик, чтец и актер Петр Татарицкий и арт-директор и органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая – помимо «Петушка» включили такие пушкинские сюжеты, как «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Цикл был отмечен грантом президента РФ для поддержки проектов общенационального значения в области литературы и искусства, и премьеры отдельных частей уже проходили в этом сезоне на разных площадках – в Большом зале Администрации президента и в Белгородской филармонии.

-2

Основу детской версии «Петушка» составила, конечно же, великая музыка Римского-Корсакова из одноименной оперы – прозвучали солидные фрагменты партитуры, без которых звуковой образ этой сказки уже просто немыслим: пленительная ария Шемаханки и завораживающий рассказ Звездочета, грубые монологи Додона и «блистательные» идеи его «креативщиков»-сыновей по обороне от вражеских нашествий. С ориентальными колоратурами царицы-чародейки уверенно справилась Анастасия Белукова, экстремально высокую партию велемудрого скопца благополучно озвучил Леонид Бомштейн, царя-солдафона убедительно «прогорланил» Руслан Розыев, его «башковитыми» сыновьями предстали Максим Сажин (Гвидон) и Дмитрий Кондратков (Афрон). Госкапелла Валерия Полянского, у которой «Петушок», как и многие другие партитуры Римского-Корсакова, уже давно «в пальцах», выступила системообразующим началом всего действа, колоритно исполнив оркестровые фрагменты, например, «лихой» въезд царя в столицу из третьего акта (дирижер – Дмитрий Крюков). Помимо музыки из оперы авторы проекта включили в ткань повествования и другие произведения, логично ложащиеся на этот сюжет: Восточный романс («Пленившись розой соловей…») того же Римского-Корсакова или «Бабу Ягу» Чайковского (эти миниатюры раскрывали разные грани сказочной сущности одновременно прекрасной и коварной Шемаханки), бодрый полонез Осипа Козловского «Гром победы, раздавайся!» – некогда неофициальный гимн Российской империи, призванный напомнить, при всей сказочности, что история-то очень русская, про наше с вами отечество, про его власть и про его народ… Неоперные фрагменты вечера прозвучали в органном изложении, мастерски воплощенном Евгенией Кривицкой.

-3

Помимо музыки, конечно, основной героини концерта, были еще два важных связующих начала, немало облегчавших детям восприятие. Первое – это чтение фрагментов пушкинского текста Петром Татарицким, чья ярко театральная манера способна захватить любую аудиторию, в том числе и стабильно удерживать внимание непоседливых юных зрителей-слушателей. Второй важнейший компонент – визуальный, без которого в современных условиях никуда: XXI век и клиповое сознание властно диктуют свои правила. В Прологе и Эпилоге авторы проекта снабдили действо интересными слайдами по мотивам знаменитой сказки (графика Олега Чернова). Но более всего детей захватило, конечно, искусство мастера песочной анимации Артема Нерсеса, творившего в режиме реального времени: на огромном экране, заслонившем трубы органа, сменяли друг друга изящные и смешные, всегда узнаваемые образы любимой с детства сказки. Белый экран и черный песок, легкое движение рук — и перед восхищенной детворой рождались тонкие, ироничные, очаровательные в своей простоте и одновременно высоком эстетизме иллюстрации: оживал мир глупого царя и соблазнительной царицы, стремглав возносился на спицу Петушок, или в мгновение ока замертво падал пораженный Звездочет… Живое творчество, сиюминутное ощущение сопричастности искусству, происходящему здесь и сейчас, – великолепная идея, уравнивающая в этом проекте музыку и живопись.

"Музыкальная жизнь", № 6, 2016