Найти в Дзене
Офисный рассказчик

Принцесса была прекрасная

Как на самом деле жили средневековые принцессы и что про них напридумывали.

Веласкес. Инфанта Маргарита
Веласкес. Инфанта Маргарита

Были красавицами? Да, но увы не все. Не учились? Учились и еще как. Не мылись? Мылись и даже мылом. Не могли наследовать трон? Еще как могли, право меча и прялки – французская штучка. Не выходили замуж по любви? Выходили, хотя и редко.

Что еще они могли делать? Скоро узнаете!

Давайте посмотрим на принцесс пристальнее. Для начала – вплоть до 19, пожалуй, века положение девицы королевской крови было самым выгодным и престижным из возможных для женщины. Королевам, что характерно, жилось хуже – венценосные мужья изменяли им с официальными фаворитками и не только, могли сослать в монастырь или развестись под предлогом чересчур близкого родства. Вдовство нередко означало тот же монастырь или добровольное уединение. А за амбиции их могли и казнить – вспомним вольнолюбивую Джоанну Неаполитанскую, несчастную Марию Стюарт и нежную Джейн Грей.

Альторп. Леди Джейн Грей
Альторп. Леди Джейн Грей

Девиц же защищало их происхождение. Я специально копалась в истории и не нашла ни одного примера в истории Европы, когда принцессу казнили за преступления или подвергли бесчестию. «Дочери государства» символизировали страну и это их берегло.

Рождение девочки в королевской семье представлялось несчастьем лишь при отсутствии наследников мужеска пола. Однако порой девицы могли наследовать трон и сохранять власть. Особенно часто это происходило в Иерусалимском королевстве – им правили Мелисента, Сибилла, Мария и Иоланта Иерусалимские. Но была и императрица Матильда и герцогиня Элеонора Аквитанская и Елизавета Великая и Изабелла Кастильская и упрямица Жанна Наваррская и десятки других дам, коронованных по праву рождения.

Детство принцесс проистекало так же, как детство знатных детей, с небольшими поправками. Рождение ребенка королевской крови свидетельствовали придворные во избежание подлога и обмана.

Рождение принцессы
Рождение принцессы

О нем объявляли глашатаи, в честь дитя били колокола или стреляли из пушек. Вассалы короля присылали маленькой принцессе подарки, символические или ценные. Младенца обмывали в розовой воде, умащали оливковым маслом, смазывали рот медом, пеленали и передавали кормилицам. Немногие королевы сами кормили детей.

Во время крещения девочка получала семейное имя – во многих династиях имена передавались из поколения в поколение. Больше всего в Европе конечно же было Марий, Екатерин и Елизавет, благо одноименных святых хватало. Анна, Джейн она же Жанна и Маргарита полюбились английским и французским домам. В Испании и Португалии нередко крестили девочек Изабеллами, Беатрисами и Хуанами. Но встречались и более экзотические имена – Уррака, Дульсинея, Мафальда, Беренгария.

Юдит Фландрская
Юдит Фландрская

За девочками ухаживали согласно представлениям о гигиене и педиатрии. Менять пеленки младенцу полагалось четырежды в сутки, в случае необходимости его подтирали смоченной в вине тряпочкой. Более старших девочек купали в деревянной бадье или ванне. Королевские семьи могли позволить себе мыло, которое с десятого века варили в Европе, предпочитая душистое марсельское или оливковое кастильское. Также для мытья использовали корень мыльнянки, белую глину, а для волос - специальные смеси на основе отрубей или отвары целебных трав. Тем, кто пишет, будто волосы мыли пеплом, советую попробовать это самим (я пробовала – нереально).

Хочу отметить, что и в более старшем возрасте благородные девицы и дамы купались чаще, чем нам кажется. Конечно, если не давали обетов, как Изабелла Кастильская, носившая одну рубашку три года, пока не пала Гранада. Мылись в больших лоханях или в металлических ваннах, в жарких странах пользовались бассейнами, возле горячих источников возводили купальни. А вот в общественные бани, бывшие во всех крупных городах, принцесс конечно же не пускали – неподходящее для юных девиц место.

Купание
Купание

Также дамы обтирались душистым уксусом на льняных тряпицах (вроде наших влажных салфеток) и часто меняли белье – под пышные наряды днем надевались льняные сорочки. Ночью полагалось носить ночные рубашки и чепчики. Средневековые красавицы бесспорно пахли сильнее нежели гламурные феи, прыгающие в душ трижды в день, но вряд ли от них особенно сильно благоухало. Еще в 80е годы прошлого века даже в больших городах многие принимали ванны лишь раз в неделю и это считалось нормой.

Кормили принцесс скудно – считалось, что детям не подходит грубая пища, а чревоугодие вредно. Плюс неизбежные посты, которые соблюдали все, кроме младенцев. Обычной пищей малышей обоего пола были хлеб, молоко, желтки, молочные каши (овсянка, мэм!), орехи, яблоки, мед и бульон. Мясо, рыбу, пироги, сладости и прочие изыски средневековой кухни принцессы видели лишь на пирах. Если детей туда приглашали, конечно – малыши до 7 лет появлялись во взрослом обществе лишь в исключительных случаях.

Портрет семьи де Мушерон
Портрет семьи де Мушерон

Неудивительно, что девочки часто болели, и, увы умирали, особенно в первые 3 года жизни. Для матери-королевы потерять 6-7 детей, сожалению, было нормой. Элеонора Аквитанская, потерявшая двоих детей из 12 считалась счастливицей, а Анне Стюарт не удалось сохранить ни одного из 17ти. Педиатрии еще не существовало – лучшие врачи могли лишь пустить больному ребенку кровь, погрузить его в ванну или потчевать жуткими снадобьями.

Здоровью принцессы могли навредить и постоянные переезды. Королевский двор и зимой и летом колесил по провинциям, навещал замки знатных вассалов, отправлялся в паломничество. Сквозняки, скверная вода и неизбежные эпидемии порой приводили к гибели слабых девочек. Зато закаляли выживших - знатным дамам и девицам приходилось немало разъезжать по стране.

Если малышка переживала первые годы, ее воспитанием начинали заниматься всерьез. Сперва с ней возились кормилицы и няньки, затем принцесса получала отдельные покои, штат слуг, личную гувернантку и приличное содержание. Иногда нескольких девочек близкого возраста селили вместе. У них были игрушки – погремушки, мячики, дорогие красивые куклы и шикарные кукольные дома.

Уильям Ларкин, сестры
Уильям Ларкин, сестры

Нередко для развлечения принцесс им разрешали обзаводиться питомцами – котятами, попугаями, певчими птицами, обезьянками, козочками или пони. Иногда роль любимцев играли карлики или «эфиопы» - негритята-рабы.

Ближе к подростковому возрасту в свите принцессы появлялись девочки-сверстницы из благородных семей. Юные придворные дамы впоследствии сопровождали госпожу при переезде в другую страну.

Одевали принцесс так же как взрослых женщин, только скромнее. Они носили корсеты и фижмы, тяжелые шлейфы и сложные прически, бархат, шелк и парчу. Единственное ограничение – драгоценности, девочек обычно не увешивали золотом и бриллиантами.

Корнелиус Янссен, знатные девочки
Корнелиус Янссен, знатные девочки

Обучение девочек проходило насыщенно – чтобы удачно выйти замуж, принцессе надлежало быть не только почтительной и красивой, но и прекрасно воспитанной. То есть знать иностранные языки, уметь петь, танцевать, музицировать, поддерживать светскую беседу, разбираться в теологии, политике, истории, географии, трудах греческих философов, стихах римских поэтов и рыцарских романах.

Принцесса за нотной грамотой
Принцесса за нотной грамотой

Плюс рукоделье, вышивка, шитье и умение хорошо одеваться. Иначе мог случиться конфуз, как с Марией-Антуанеттой – матушка-королева немало заботилась исправлением ее внешности (осанки, зубов и т.д.) и лишь заключив помолвку обнаружила, что дочь едва пишет и не в состоянии прочесть до конца ни одной книги.

Помимо наук и танцев принцессу могли обучать верховой езде, игре в мяч или волан, шахматам и карточным играм, служившим любимым развлечением придворных.

Развлечения при английском дворе
Развлечения при английском дворе

Военные искусства считались неподходящим занятием для девицы, однако некоторые принцессы охотились с собаками и с сокольничими, стреляли из лука и арбалета. А кое-кто впоследствии и надевал доспехи, возглавляя армии, как Маргарита Бофорт, Изабелла Кастильская или Матильда Тосканская.

Участие принцесс в развлечениях и играх двора сильно зависело от страны и нравов при конкретном правлении. Испанских и португальских девиц держали почти в заточении, даже смотреть в окно для них считалось неприличным занятием. Зато англичанки, француженки и итальянки развлекались вовсю.

Принцесса на охоте
Принцесса на охоте

Естественно огромную роль играли хорошие манеры… правда они могли сыграть и дурную службу. Чопорных, закованных в корсеты католической строгости испанок считали холодными чванными чужачками и плохо принимали во Франции и Англии. А легкомысленных француженок с их привычкой к праздникам, балам и трубадурам, считали легкомысленными, а то и распущенными.

Первый брак Элеоноры Аквитанской распался в том числе по этой причине – очаровательная принцесса, привыкшая к бурному веселью провансальских дворян, чуть не сошла с ума от скуки в компании унылого ханжи Людовика 7го. А Екатерина Арагонская, супруга Генриха 8, наоборот, старалась держаться подальше от увеселений мужа и его свиты.

Продолжение по клику