Найти тему
Моя Россия

Спортсмены, сумевшие после тяжелейших травм вновь добиться успеха и стать чемпионами

Оглавление

Обычно мы, рядовые болельщики, видим конечный результат труда любимых спортсменов: победы, медали, награды, толпы поклонников, признание… Но не всегда задумываемся о том, что для успеха необходимо очень-очень много тренироваться, отказывать себе во всем, преодолевать боль, восстанавливаться после травм. И ладно, если последние не такие серьезные. Ведь существует немало примеров, когда именно досадные проблемы со здоровьем ставили точку на карьере спортсменов и даже делали из них инвалидов. Но нет предела человеческим способностям. Мы расскажем вам истории о людях, которые стали чемпионами не благодаря, а вопреки, а спортсменах, которые после тяжелейших травм сумели вернуться и даже стать чемпионами.

Елена Бережная, фигурное катание

Все знают, что Елена Бережная с Антоном Сихрулидзе стали олимпийским чемпионами. Но не всем известно, что у спортсменки был еще один партнер, из-за которого она могла умереть или остаться инвалидом на всю жизнь.

С фигурным катанием Елена познакомилась уже в три года: родители не прогадали, когда привели девочку на лед. В 14 лет уже опытная спортсменка переехала в Москву, чтобы и дальше оттачивать свое мастерство. Там и встала в пару с Олегом Шляховым.

Хотя молодые люди на льду смотрелись очень гармонично, отношения между собой у них особо не заладились. Фигуристы, которые вместе тренировались с парнем и девушкой, утверждали, что Шляхов – настоящий тиран: он мог не просто повысить голос на партнершу, но и даже поднять руку. Друзья решили защитить хрупкую Елену и поговорить с Олегом. Но беседа возымела неожиданный результат: фигурист просто увез спортсменку в родную Латвию.

Пара показывала хорошие результаты, и в 1995 году ее забрала к себе в Санкт-Петербург тренер Тамара Москвина. Поначалу Шляхов старался более спокойно относиться к Бережной, но очень скоро его деспотичный характер вновь дал знать о себе. К тому времени Елена уже познакомилась с Антоном Сихарулидзе, который встал на ее защиту.

Елена Бережная:
«Сначала бил, чтобы не видел никто, и прощения просил. А когда начали выигрывать на крупных соревнованиях, будто с ума сошел. Стоило допустить ошибку, он заводился с места в карьер, орал, набрасывался с кулаками. Есть люди вокруг нас, нет – ему было уже все равно».

Фигуристка решила, что откатается с Олегом Чемпионат Европы 1996 года и уйдет от него. Но поучаствовать на Первенстве континента паре не довелось. Во время одной из тренировок Шляхов попал в висок девушки лезвием своего конька. Случайный удар был такой силы, что осколки височной кости задели мозг. На тот момент Бережной было всего 18 лет.

Врачи провели две операции и давали неутешительные прогнозы: девушка вряд ли сможет не то, что ходить, но и говорить. Однако близкие люди Елены – мама и Антон Сихарулидзе – верили, что Бережная не только восстановится, но и сможет стать чемпионкой. Фигурист не оставил подругу, и уже через 3 месяца после травмы вопреки всему они вышли вместе на лед. Кстати, Шляхов долго возмущался из-за того, что партнерша отказалась возвращаться к нему, и припоминал, сколько денег было в нее вложено.

В это мало кто верил, но в 1998 году Бережная и Сихарулидзе взяли «серебро» Олимпиады в японском Нагано, а уже через 4 года стали чемпионами Игр в американском Солт-Лейк-Сити.

Татьяна Тотьмянина, фигурное катание

-2

О том, что фигурное катание – опасный вид спорта, доказывает пример еще одной нашей чемпионки Татьяна Тотьмяниной, которая, как и Елена Бережная, после травмы рисковала всю жизнь оставаться в инвалидном кресле.

В четырехлетнем возрасте девочка пришла в фигурное катание, но достичь особых успехов в качестве одиночки не смогла. В 14 лет Татьяна стала в пару с Максимом Марининым, и первые награды не заставили себя ждать. На своей первой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, где победу праздновали Бережная и Сихарулидзе, Тотьмянина с партнером остановились в шаге от пьедестала, став четвертыми. Но главными претендентами «золота» следующих зимних Игр в Турине стали считаться именно Татьяна и Максим: в сезоне 2002-2003 они выиграли почти все турниры, в которых принимали участие.

Но участие в Олимпиаде вскоре стало под большим вопросом. На одном из этапов Гран-при в Америке Маринин во время выполнения одной из поддержек упал сам и не удержал Тотьмянину: она сильно ударилась головой об лед. Травма была настолько сильной, что девушка потеряла сознание, ее увезли на носилках, а позже у нее диагностировали сотрясение мозга.

Татьяна Тотьмянина:
«Как это случилось, я не помню. Я вообще не помню почти ничего, что тогда произошло».

Но Татьяна смогла не только быстро восстановиться, но уже через два месяца вернуться на лед. Однако они с партнером еще долго приходили в себя. Тотьмянина боялась выходить на лед и жаловалась на амнезию. Маринин винил в случившемся в себя и тоже испытывал психологические проблемы. Но пара преодолела трудности, и наградой стало «золото» Турина.

Валерий Харламов, хоккей

-3

Вряд ли найдется в нашей стране человек, хотя бы мало-мальски интересующийся спортом, который не знает Легенду 17. Более того, если попросить соотечественников назвать пятерку лучших хоккеистов в истории, то практически каждый назовет имя Валерия Харламова. Но мало кто знает, что он мог и не стать выдающимся спортсменом из-за проблем со здоровьем, а его профессиональная карьера висела на волоске после страшного события.

На коньки Валерий встал в 7 лет. Но в 13 подхватил ангину, которая протекала очень тяжело и дала осложнения на другие органы. После обследования врачи обнаружили у подростка порок сердца. Ни о каком спорте и речи не могло быть: парню даже запретили посещать уроки физкультуры.

Но в 1962 году отец все же рискнул и вернул сына на лед, а уже через несколько лет врачи признали Харламова абсолютно здоровым. Вскоре Валерий стал одним из лучших хоккеистов в стране, а в составе сборной СССР взял золотые медали Олимпийских игр в Саппоро (1972) и Инсбруке (1976).

Но уже весной того же года с хоккеистом случилась трагедия, из-за которой он мог не только попрощаться со спортом, но и лишиться жизни. Спортсмен ехал за рулем своего автомобиля и решил обогнать грузовик. Но не заметил такси, движущееся по встречке. Чтобы избежать столкновения, Харламов резко вырулили с дороги и врезался в столб. Валерий чудом остался жив, но получил множественные переломы. Доктора опять были едины в своих прогнозах: в спорт хоккеист не вернется – заново ходить бы научился.

И вновь Харламов победил вопреки всему: через два месяца он уже сделал свои первые шаги по больничной палате, а вскоре смог возобновить и спортивную карьеру. Но, к сожалению, очередная авария, случившаяся почти через пять лет, не оставила ему никаких шансов.

Анатолий Тарасов, тренер:
«Валера родился на скорости, жил на скорости и умер на скорости».

Евгений Гришин, конькобежный спорт

-4

Евгению Гришину одинаково хорошо давались езда и на велосипеде, и на коньках. Но он выбрал последние и смог установить мировой рекорд на Олимпиаде, который еще долго никто не мог побить. Но всего этого могло и не быть, ведь спортсмену могли ампутировать ногу.

Гришин с детства встал на коньки и тренировался даже во время Великой Отечественной войны в Туле. В 1942 году, когда вражеские самолеты сбрасывали бомбы на оружейный завод, Евгений отправился на каток. Однако один из снарядов взорвался неподалеку от него. Друг, который находился рядом, почти сразу погиб. Но его же тело, получается, защитило юного спортсмена от града смертельных осколков.

Когда мальчика доставили в госпиталь, он все еще даже не снял коньки – на ноге было 12 ран. Так как лечебное учреждение было переполнено, операцию сразу проводить не стали. А когда все же вытащили все осколки из тела, врач сказал, что еще бы один день, и ногу спасти было бы уже невозможно.

Но Гришин не только заново научился ходить, но и не бросил желание стать чемпионом. Он окончательно сделал выбор в пользу конькобежного спорта и четыре раза становился Олимпийским чемпионом.

Евгений Гришин:
«Я умел стартовать на коньках великолепно, разумеется, для своего возраста. На первых двухстах метрах разгонялся так, как никто. Правда, потом сил у меня не хватало — был я после войны длинный и худющий, — почти просвечивался. По моим костям можно было изучать анатомию. Яков Иванович (Яковлев) работал со мной над заключительной трехсотметровкой. Он советовал: «Никогда не бросай коньки. Врачи нашли у тебя шумы в сердце... Кто их знает, в сердце не влезешь... Пока ничего не сказывается, но все может случиться. Будь больше на воздухе. Бегай короткие отрезки. В коньках движения плавные. В основном ориентируйся на спринт. Но не забывай и об остальных дистанциях. Особенно о «полуторке». У тебя сейчас везде ровные результаты. Правда, быстроты тебе природа дала больше, чем выносливости. Но если с сердцем все будет нормально, разовьем и выносливость!»

Однако в 1967 году еще одна травма чуть было не заставила Евгения попрощаться со спортивной карьерой. Во время одной из тренировок он не удержался на ногах и упал, зацепив ногу лезвием конька. В итоге были задеты вена, сухожилие и нерв. Ногу было решено оперировать вновь. Но и после этой травмы Гришин не оставил спорт: через две недели его уже включили в состав советской сборной, а на Играх в Гренобле он занял четвертое место.

Автор: Гузель Гайнитдинова

Рекомендуем также:

Cоветские спортсмены, карьера и жизнь которых пошли под откос

«Белый гигант»: как русский эмигрант Виктор Старухин стал бейсбольной «звездой» Японии

Движение вниз? Как получилось, что чемпионов Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года – обвинили в совершении преступлений?