Найти в Дзене
Лиахим Веабрес

О ловле зайца, которая испугала персидского царя Дария и не только...

«Художник не может быть простым ремесленником, но интеллектуалом, получившим образование по всем дисциплинам и во всех областях».

«Первое требование для художника – это знание геометрии».

«Картина является открытым окном, через которое мы видим изображаемый объект».

Леон Батиста Альберти «Трактат о живописи» 1435г.

"Юноша с зайцем", автор: Михаил Сербаев, сайнс-графика, бумага, черная тушь, 30Х30 см, 2012 год, частная коллекция.
"Юноша с зайцем", автор: Михаил Сербаев, сайнс-графика, бумага, черная тушь, 30Х30 см, 2012 год, частная коллекция.

Перед Вами «открытое окно». Что мы видим в нем? Мы видим юношу с зайцем. Но почему изображаемым объектом стал именно юноша с зайцем? У древнегреческого историка Геродота получившего почетное имя «отца истории» есть весьма удивительное и поучительное повествование о зайце и не только… Приготовления великого царя персов Дария к войне были окончены, и царь выступил из Сус для войны со скифами. Специально для этого похода был построен мост через Боспор, а затем через реку Истр. Дарий шел с войском весьма быстро и, прибыв в Скифию, встретил там отряды скифского войска. Дарий начал преследовать скифов, но скифы, согласно своему военному плану, стали отступать во владения тех племен, которые отказали им в помощи, а затем начали заманивать Дария в свои земли. Война затянулась, и Дарий шлет гонца к царю скифов Иданфирсу: «Чудак! Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе, то остановись, прекрати свое скитание и сразись со мной. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также остановить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры». Иданфирс дал очень умный ответ Дарию и помимо прочего сказал: «….Тебе же вместо даров – земли и воды – я пошлю другие дары, которых ты заслуживаешь. А за то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне еще дорого заплатишь!» Скифы продолжили следовать своим хитроумным военным планам. Дарий оказывается в затруднительном положении. Скифы проведав об этом, отправили к Дарию глашатая с дарами, послав ему птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти дары, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. По его словам, если персы достаточно умны, должны сами понять значение этих даров. Услышав это, персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и приносят ему в знак покорности землю и воду, так как мышь-де живет в земле, питаясь, как и человек, её плодами; лягушка обитает в воде, птица же больше всего похожа по быстроте на коня, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Такое мнение высказал Дарий. Против этого выступил Гобрий. Он объяснял смысл даров так: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Так персы стремились разгадать значение даров. После принесения даров царю оставшиеся в своей земле скифские отряды – пехота и конница – выступили в боевом порядке для сражения с персами. Когда скифы уже стояли в боевом строю, то сквозь их ряды проскочил заяц. Заметив зайца, скифы тотчас же бросились за ним. Когда ряды скифов пришли в беспорядок и в их стане поднялся крик, Дарий спросил, что значит этот шум у неприятеля. Узнав, что скифы гоняться за зайцем, Дарий сказал своим приближенным, с которыми обычно беседовал: «Эти люди глубоко презирают нас, и мне теперь ясно, что Гобрий правильно рассудил о скифских дарах. Я сам вижу, в каком положении наши дела. Нужен хороший совет, как нам безопасно возвратиться домой». На это Гобрий ответил: «Царь! Я давно уже узнал по слухам о недоступности этого племени. А здесь я еще больше убедился в этом, видя, как они издеваются над нами. Поэтому мой совет тебе: с наступлением ночи нужно, как мы это обычно и делаем, зажечь огни, оставить на произвол судьбы слабосильных воинов и всех ослов на привязи и отступить, пока скифы еще не подошли к Истру, чтобы разрушить мост, или ионяни не приняли какого-нибудь гибельного для нас решения». Такой совет дал Гобрий. Когда настала ночь, Дарий начал приводить его в исполнение. Так персидское войско бежало из земли скифов. А что же наш заяц, который вынудил персидское войско повернуть назад? Дело в том, что у скифов был обычай. Когда юноше исполнялось тридцать лет, он должен был поймать зайца, демонстрируя тем самым свою силу и ловкость, когда он ловил зайца, он демонстрировал, что он сильный и ловкий, и что он уже мужчина. Эту историю очень любили древние греки, ведь персы были их врагами. Надо отметить, что древние греки очень ценили красоту и гармонию. В эпоху Возрождения художники, вдохновленные античным наследием, стремились постичь и понять красоту и гармонию. В «Десяти книгах о зодчестве» Леон Батист Альберти утверждал, что красота заключается в гармонии частей друг с другом и с целым. Альберти говорил, что красота «является абсолютным значением эстетического организма, которое посредством математических расчетов и взаимосвязи пропорций или, как писал Платон в трактате «Тимей», с помощью пифагорейских средних вызывает в душе человека внутреннюю радость, рождая гармонию между человеком и Вселенной». Альберти писал, что пропорции звуков являются гармонией для ушей, а пропорции размеров – гармонией для глаз: «Такие гармонии производят очень приятное впечатление, хотя никто не знает, почему, за исключением тех, кто изучает причины вещей».