Найти тему
Лекторий СПВ

Какое зрение было у Александра I, и почему при дворе запрещали носить очки?

Портрет Александра I. Художник Джордж Доу. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет Александра I. Художник Джордж Доу. Фоторепродукция из открытых источников.

Иконография первых лиц Российской империи вплоть до начала XX века не сохранила ни одного изображения императоров и их супруг в очках и с лорнетами. Между тем в Собственных комнатах императора Александра I в Екатерининском дворе Царского Села хранятся два лорнета, принадлежавшие этому монарху.

Для правителей России и их родных слабое зрение становилось проблемой, поскольку на рубеже XVIII - начала XIX века при императорском дворе сформировалась неписаная традиция этикета, запрещавшая ношение очков. Судя по всему, это правило ввела супруга Павла I императрица Мария Федоровна, которая сама была близорука. До нее, по всей видимости, со зрением у Романовых было все в порядке, за исключением возрастной дальнозоркости.

О том, что ношение или использование «оптики» воспринималось в России власть имущими как некая фронда, а позже как неприличное поведение, свидетельствуют многочисленные мемуарные свидетельства и городские легенды. Например, широко известна история, как Екатерина II, дабы погасить увлечение золотой молодежи лорнетами, распорядилась выдать их столичным будочникам...

Придворные и высший свет также должны были следовать сложившемуся дресс-коду, предполагавшему запрет на ношение очков. Недаром роман Д. С. Мережковского «Александр I» начинается фразой: «Очки погубили карьеру князя Валерьяна Михайловича Голицына». Как следует из текста, министр народного просвещения и обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын был глубоко обеспокоен, узнав, что его племянник камер-юнкер князь В. М. Голицын явился на большой выход в Зимний дворец в очках. Проштрафившийся камер-юнкер, оправдываясь, говорил, что он «отвык от здешних порядков - из памяти вон, что в присутствии особ высочайших ношение очков не дозволено...».

Смотреть на окружающих в лорнет считалось своего рода вызовом. Вспомним, как пушкинский Онегин «лорнировал» в театре незнакомых дам («двойной лорнет скосясь наводит»). Или как лермонтовский Печорин дерзко разглядывал княжну Мэри: «Я навел на нее лорнет и заметил, что... мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку. И как, в самом деле, смеет кавказский армеец наводить стеклышко на московскую княжну?».

Впрочем, даже при царском дворе на каждое из правил были свои исключения. Очки были запрещены только в парадных действах церемониального характера. На личных императорских половинах вполне допускалось использование моноклей, лорнетов и очков.

Лорнет Александра I. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село».
Лорнет Александра I. Фото из коллекции ГМЗ «Царское Село».

Что же касается приближенных, то им разрешалось носить очки только по воле императора. Так, при Александре I и Николае I самым известным придворным очкариком был министр иностранных дел граф К. В. Нессельроде, получивший санкцию на ношение очков лично от Александра I. Современники, описывавшие облик графа, непременно упоминали его очки: «Черты лица его были тонки, нос с заметным горбом, сквозь очки сверкали удивительные глаза». Впоследствии даже сложилась присказка: мол, Николай I рассматривал внешнеполитические проблемы через «очки Нессельроде»... При Александре II привилегированным очкариком стал канцлер А. М. Горчаков.

Что же касается близорукости императора Александра I, то о ней есть многочисленные мемуарные свидетельства. Например, графиня С. Шуазель-Гуфье вспоминала, как она вместе с императором ползала по полу в поисках потерявшегося лорнета: «Прежде чем проститься со мной, государь поднялся и, не говоря, что он ищет, стал внимательно осматривать пол во всех углах гостиной. Я поставила лампу на ковер и тоже стала искать потерянный предмет: оказалось, что государь искал небольшую лорнетку, которой он обычно пользовался и которая упала к моим ногам под стол... она была из простой черепахи, без украшений».

В какой же степени царь был близорук? С любезного разрешения дирекции музея-заповедника «Царское Село» и при поддержке офтальмологов Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова доктора медицинских наук Сергея Астахова и кандидата медицинских наук Валерия Грабовецкого было проведено исследование лорнетов Александра I. На одном сила очковой линзы была определена - 3.25, на другом - 3.75. Полученные результаты говорят о том, что у Александра I была миопия средней степени. Можно предположить, что император преимущественно пользовался лорнетами для работы с документами, поскольку они позволяли ему вполне комфортно читать документы на расстоянии 30 - 40 сантиметров от лица.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.