Помните в детстве – секретики? Когда ищешь бутылочное стёклышко, под него кладёшь красивый какой-нибудь цветочек/листочек, фантик блестящий прекрасный и ещё какой-нибудь красоты, а потом всё это аккуратно складываешь в небольшую ямку, накрываешь стёклышком и закапываешь, чтобы потом-потом, через много-много лет, откопать драгоценный клад и восхищаться его красотой…
Не знаю, как у вас, а у нас особенно ценилось найти какое-нибудь не просто стекло, а бутылочное, изогнутое и, «чудо-чудо!», если оно ещё и цветное – зеленое, коричневое или, совсем шик, синее! А ещё, такие, нежно голубые и с особым изгибом, от молочно-кефирных бутылок. Такая красота и умиротворение, и стеклянное волшебство и ещё, как будто ты немножко в будущее заглядываешь.
Физически я давно уже, конечно, выросла и взрослая, но вопрос почему стёклышки такие разные, до сих пор будоражит моё сознание.
Ведь вот лимонад, почти всегда в прозрачных бутылках, а пиво в коричневых, а вино – во всяких разных, а молоко и кефир тоже в прозрачных, а бывают ещё и хрустальные дорогущие бутылки конька – есть ли во всём этом смысл или это затеи маркетологов для привлечения внимания разноцветием? И как оно получается - его красят или он изначально такого цвета?
Как стекло становится цветным?
Месопотамия и Древний Египет считаются праматерью искусственного стекла. На заре своего существования оно получалось не прозрачным, молочно-белого цвета. Для того чтобы придать стеклу цвет, брали исходный состав – песок и щёлочь (органическая – зола растений или неорганическая – сода) и добавляли всякого.
Голубое и бирюзовое стекло – медь.
Зеленое – медь и железо.
Синее – кобальт.
Сегодня стекло различают не только по назначению – художественное, тарное, оптическое, строительное и т.д., но и по составу. Современная химическая промышленность может выплавлять стекло даже из металла, ведь в стеклообразное состояние из расплавленного может быть переведено практически любое вещество, хотя базовый метод остался тем же, что и при правлении Египетских фараонов.
Стекло научились делать прозрачным, особо прочным и придавать ему цвета, по желанию заказчика. Само по себе окрашивание происходит в процессе варки, добавляя определенные элементы в стекломассу, создавая среду с ионами-хромофорами или коллоидными частицами. От соотношения зависит и цвет, и технические характеристики стекла.
Что, во что и почему?
Идеальной тарой для вина считаются тёмно-зеленые и коричневые бутылки. И тут во всей виной химия. Под воздействием света, даже электрического, антиоксиданты, содержащиеся в вине, потихоньку умирают и происходит образование диметилсульфида и вино портится, приобретая самые замысловатые, но отнюдь не приятные ароматы и вкусовые качества. Тоже самое относится и к пиву.
Прозрачные бутылки могут использоваться для менее прихотливых вин, белых и розовых, с коротким сроком хранения. А на игристые вина, участвующих в Champagne and Sparkling Wine World Championship, вообще наложено вето на участие прозрачных бутылок.
Кстати, знаменитый "Cristal", свои прозрачные бутылки, упаковывает в специальную плёнку отражающую ультрафиолет.
Лимонад таким воздействиям не подвержен, поэтому радостно переносит прозрачное стекло, демонстрируя веселое, оранжевое, зеленой, жёлтое и т.д. разнообразие.
Химия и палитра стекла.
Стеклянная палитра развивается параллельно с химией и имея богатую палитру, расширяет химические составляющие качественно и количественно.
Особняком стоят хрусталь и богемское стекло.
Богемные чехи.
Следуя за венецианцами с их Муранским стеклом, чешские мастера, совершенствуя состав, добавили в него оксид свинца. Результатом этого эксперимента стало стекло особого блеска, сияния и прозрачности, названное Богемским. Сегодня, известное всему миру, сохраняя древние традиции, технологии Богемского стекла продолжает развиваться. Сегодня это необыкновенной чистоты и искристости стекло, с радужными переливами и нежным звоном.
Злой хрусталь.
И наконец, зачем делают хрустальные бутылки для особо дорогих сортов крепких напитков? Помимо понятной маркетинговой составляющей, по словам производителей, ничто не сможет передать всю красоту, глубину и насыщенность цвета, кроме хрусталя чистой воды. Смотреть и наслаждаться лучше при правильно подобранном свете. Не-не не маркетинг, конечно.. ))
О вредности оксида свинца, используемого в составе хрусталя, пишут много, но большинство обсуждений всё же сводится к тому, что при тех количествах, в которых он содержится в хрустале, его способность повлиять на здоровье человека, ничтожно малы или отсутствуют.
Особые стёклышки
Ну и напоследок, оказывается по ГОСТу существует 2 вида бутылок – узкогорлые и широкогорлые. Кроме того, бутылки классифицируются по назначению и типу венчика.
В общем стекло – это не просто и очень многообразно. Так что кладики - секретики далёкого детства сегодня абсолютно точно сокровища с историей!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное, спрашивайте и рассказывайте о чём интерсно было бы почитать - будем рады поделиться всем о чём знаем или узнаем))
А может быть вы эксперт и сами поделитесь с нами информацией?