В первые дни после нападения Германии союзники СССР заявили о своей полной готовности оказать поддержку (напомню, что Антигитлеровская коалиция появилась только 1 января 1942 г.). В дальнейшем между союзниками последовали длительные переговоры, в ходе которых обсуждалась способность советов оказывать сопротивление вермахту, а также вопросы, связанные, с оказанием военной и экономической помощи.
Убеждение союзников в реальной способности страны к сопротивлению немецко-фашистским захватчикам имело важнейшее значение для налаживания переговоров с западными союзниками для получения столь необходимой в первые годы войны помощи.
В июле, через месяц после начала вторжения Германии, в СССР прибыл личный представитель Рузвельта и правительства США Гарри Ллойд Гопкинс. Перед Гопкинсом стояла задача обсудить основные вопросы, связанные с поставками, необходимыми для ведения войны, их маршруты, а также убедиться, что советы настроены на сопротивление. Последнее было особенно важно, так как в первые месяцы войны преобладало мнение, что СССР продержится не более 3 месяцев.
Американский союзник был принят Сталиным с гостеприимством. В ходе переговоров вождю удалось убедить американца в готовности СССР сражаться и побеждать. Потом Гопкинс доложит, что фигура Сталина, его спокойствие и хладнокровие произвели на него большое впечатление. Сталин тоже остался доволен американцем, и в будущем назовет Гопкинса «первым американцем, который пришелся ему по душе».
Столица в то время уже находилась в осадном положении и временами проходили бомбардировки. Налет немецкой авиации прервал переговоры союзников. Было принято решение продолжить переговоры в бомбоубежище на станции метро «Кировская» (сегодня «Чистые пруды), где переговорщиков уже ждал нарком внутренних дел Берия.
Берия, говоря что-то об опасности, хотел вести Сталина вниз, в бомбоубежище, но Сталин отказался. После чего вождь начал наблюдать за немецким самолетом в черном небе, который оказался в тот момент под светом прожекторов. На глазах Гопкинса и Сталина немецкий юнкерс был сбит, а следом за ним советская артиллерия сбила еще один самолет. После этого вождь произнес следующие слова:
«Так будет с каждым, кто придет к нам с мечом. А кто с добром, того мы принимаем, как дорогого гостя».
После встречи со Сталиным, Гопкинс предложил провести конференцию, где будут обсуждены уже детально вопросы помощи СССР. Эта конференция вошла в историю, как Московская конференция между СССР, Великобританией и США, которая проходила с 29 сентября–1 октября 1941 г. В дальнейшим союзники окончательно убедились, что гитлеровский блицкриг обречен на провал и русским нужно помогать.