Подписанное в Берлине соглашение по Ливии явно пробуксовывает. Во всяком случае, оружие в эту страну поставляют в тех же объемах.
И оно не ржавеет там без дела.
Намедни в районе Эр-Рамле на юге Триполи прошли ожесточенные столкновения: атаку ЛНА силы ПНС отразили, отчитавшись в сводке - у нападавших 20 «200», подбиты 4 единицы техники.
Морем и посуху
Очевидно, что попытки взять под контроль побережье страны оказались тщетными, во всяком случае заметных результатов они не принесли. Если не считать взрыв турецкого судна с грузом оружия в порту Триполи. Но там поработали спецы ЛНА, государства-гаранты, как всегда в таких случаях, наблюдали со стороны.
Сухопутные границы Ливии, а это 4348 километров, контролировать не реально. Эрдоган сумел перетянуть Алжир и Тунис на свою сторону в этом конфликте, попытался заручиться нейтралитетом Чада и Нигера. Но Судан и Египет были и остаются непримиримыми антагонистами Турции в Ливии. Через границы с этими странами - 383 километра суданской и 1115 километров египетской, можно гонять конвои не опасаясь чужих глаз и даже чужих спутников.
Не проще контролировать воздушное пространство. Но в нем каждый полет можно отследить.
По данным международных наблюдателей с 12 января, когда Турция и Россия выступили с призывом к перемирию в Ливии, и до 23 февраля только с двух военных аэродромов ОАЭ было совершено около сотни вылетов ВТА. Борты приземлялась либо на востоке Ливии либо на аэродромах Египта.
Кто вооружает Хафтара
Представитель ПНС, которая с турецкой помощью контролирует лишь Триполи, сетует: вооруженные формирования, возглавляемые Халифой Хафтаром, продолжают получать вооружение сразу из нескольких стран мира.
Стокгольмский институт исследований проблем мира (SIPRI) в своём докладе за 2015-2019 гг, утверждает: основная часть оружия в Ливию поступала из трех стран. Основной поставщик - ОАЭ, далее следуют Египет и Иордания.
Причём оружие современное. SIPRI пишет, что ОАЭ передали Хафтару ударные БПЛА и военные вертолеты, приобретенные в одной из стран СНГ.
Египет предоставил ЛНА военные самолеты, Иордания - бронетехнику. И не только: французский портал Intelligence online в феврале сообщал, что Хафтар достиг соглашения по поставкам из Иордании шести ударных БПЛА CH-4 китайского производства.
В докладе SIPRI есть ещё интересные цифры. Так, на крошечные Эмираты приходится 3,4 процента вооружений, закупленных в мировом масштабе за последние пять лет. Понятно, что столько самим ОАЭ не нужно - немалая часть идёт в Йемен и Ливию.
Так что эмбарго - только на бумаге. Все стороны конфликта получают оружие, и масштабы поставок вряд ли уменьшились.