В обзоре очередной электрической новинки бросился в глаза своеобразный «топливный калькулятор». Дальность хода на одной «зарядке» электромобиля – это, конечно, показатель привлекательный. Но в большинстве жизненных ситуаций он будет далек от реального значения. В этом плане электромобили уступают своим соперникам с ДВС.
Что учитывается. Показатели, которые берутся в расчет, водителю электромобиля обязательно следует учитывать. Для определения запаса хода в расчет берутся:
· стиль вождения;
· температура наружного воздуха;
· средняя скорость движения.
Все три параметра в равной степени оказывают влияние на остаточный запас хода. При этом возможны разные комбинации.
Средний темп движения используют в диапазоне скорости от 50 до 130 км/ч. Ехать медленнее – значит расходовать энергию в пробках. Гнать быстро – зря тратить энергию.
Температурный диапазон – от «-20 °С» до «+40 °С». Одинаково негативно на эффективность батареи сказываются низкие и экстремально высокие температуры. Стиль вождения разделен на 3 условных режима:
· рациональный;
· нормальный;
· активный.
Использование сочетаний режимов поможет не только рассчитать остаток хода на аккумуляторе. Водитель может заранее смоделировать свое поведение, что позволит рассчитывать на дополнительные пройденные километры в попытке доехать до точки пополнения заряда.
Несколько характерных примеров. Для расчета возьмем будущую премьеру 2020 года Volvo XC40 P8 AWD Recharge. С его 78 кВт×ч запас хода производителем определен на уровне 400 км.
Изменение показателя приведем для 5 вариантов эксплуатации электромобиля:
1. Неестественно «экономный». Температура воздуха 20 °С, рациональный режим управления водителем, средняя скорость – 50 км/ч, без лишних задержек. На выходе получаем 713 км (!), что почти вдвое дальше. Но вряд ли возможно такую поездку назвать приятной.
2. Короткая загородная поездка. Температура 10 °С при рациональном режиме движения. Среднюю скорость «подняли» до 80 км/ч. На выходе – 439 км. Цикл «из пригорода на работу и обратно» позволит выдержать без подзарядки несколько дней.
3. Поездка на дальнее расстояние летом. Нормальный стиль вождения сочетается со средней скоростью 100 км/ч и температурой 20 °С. Автономность хода падает до 336 км. С ростом скорости продолжительность поездки сокращается.
4. «В жарком городе». На улицах с раскаленным воздухом и активном рулении электромобилем удастся проехать не более 250 км.
5. Поездки зимой. При средней скорости по шоссе 70 км/ч и «-20 °С» при разумном поведении водителя проехать удастся все те же 240-250 км.
Стоит учитывать, что дополнительный расход энергии «внутри салона» дополнительно сократит дальность вашей поездки.
В качестве заключения. Электромобили значительно отличаются от автомобилей традиционной конструкции во влиянии внешних факторов на расход энергии. К этой особенности водителю придется привыкнуть .