В России всегда в цене были тяжёлые лошади. Первый племенной першерон на её земли попал в конце XIX века. С этого времени его разведением занялся Хреновский конный завод. Позднее за работу взялись и другие местные конные заводы. Наибольшего успеха достигли на Октябрьском, сумев сохранить чистокровность породы (в то время как остальные занимались выведением новых тяжеловозных пород). Сегодня в прежних масштабах уже никто не разводит породу в РФ, поскольку дело это перешло из государственных рук в частные. Последний племенной производитель был завезен из Франции в 1991-м.
Присутствие крови арабских скакунов наделяет першеронов сухостью, подвижностью и грацией, что абсолютно не свойственно тяжеловозным породам лошадей. Их круп массивный и широкий, но он не выглядит грузно. Тем не менее мощь и сила животного прослеживается в каждой части его экстерьера. Першероны по сравнению с бельгийской породой тяжеловозов плохо передают свои качества при скрещивании.
На родине тяжеловоза разделяют на три подвида: крупный, средний, мелкий. Мелкие и средние используются для верховой езды в туризме, для упряжек. Крупных используют по прямому назначению — перемещению тяжестей. Наиболее популярным считается средний подвид.
Некоторые считают, что першероны — самые высокие кони в мире. Но в Книге рекордов Гиннесса рекорд по высоте принадлежит породе шайр (английскому тяжеловозу). Её представитель — Биг Джейк — попал в книгу рекордов в 2010 году (с ростом в 219 см). Средний рост породы — 165-185 см. Среди першеронов там же отмечен Доктор Ле Жер (1902 г.) с высотой в холке 213,4 см и весом 1,370 т. Поэтому титул самых высоких принадлежит английской породе.
В эпоху средневековых рыцарей ценились крупные, массивные лошади. Среди всех существующих в то время в Европе тяжеловозных пород отдавалось предпочтение першерону, так как эти кони могли легко выдержать вес рыцаря в доспехах и без особого труда перевозили тяжелые грузы. Ныне, в эпоху автомобилей и других видов транспорта, тяжеловозы першероны отошли на второй план. Тем не менее их продолжают активно разводить и использовать по всему миру. Об особенностях породы и её разведении в домашних условиях — далее.
История возникновения
Единого мнения об истории происхождения нет. Одни считают, что прародители першерона появились на французских землях где-то в VIII веке нашей эры после того как была скрещена привезенная из Бретани (северо-запад Франции) кобыла с арабским жеребцом.
Другие же склонны верить, что порода не такая уж и древняя и появилась только в XIX веке, но тоже от скрещивания арабских скакунов с местными тяжеловозами. Особый климат провинции Perche и изобилие пищи позволили сформироваться мощной, но в то же время элегантной лошади — гордости Франции.
В России всегда в цене были тяжёлые лошади. Первый племенной першерон на её земли попал в конце XIX века. С этого времени его разведением занялся Хреновский конный завод. Позднее за работу взялись и другие местные конные заводы. Наибольшего успеха достигли на Октябрьском, сумев сохранить чистокровность породы (в то время как остальные занимались выведением новых тяжеловозных пород). Сегодня в прежних масштабах уже никто не разводит породу в РФ, поскольку дело это перешло из государственных рук в частные. Последний племенной производитель был завезен из Франции в 1991-м
Знаете ли вы?
В Штатах першерон появился в 1839 году. В 1930 году после проведённой переписи в стране насчитывалось более 33000 особей. Вторая мировая и активная механизация производства значительно сократили поголовье. В 1954 году было зафиксировано минимальное количество особей першерон в США — 85. Сейчас популяция их постепенно восстанавливается, но ей ещё далеко до масштабов тридцатых годов.
Описание породы
Присутствие крови арабских скакунов наделяет першеронов сухостью, подвижностью и грацией, что абсолютно не свойственно тяжеловозным породам лошадей. Их круп массивный и широкий, но он не выглядит грузно. Тем не менее мощь и сила животного прослеживается в каждой части его экстерьера. Першероны по сравнению с бельгийской породой тяжеловозов плохо передают свои качества при скрещивании.
Характеристика внешнего вида
На родине тяжеловоза разделяют на три подвида: крупный, средний, мелкий. Мелкие и средние используются для верховой езды в туризме, для упряжек. Крупных используют по прямому назначению — перемещению тяжестей. Наиболее популярным считается средний подвид
Высота в холке155-185 см (во Франции), 168-180 см (в США), 165-168 (в Британии)Длина туловища169 см (у обеих полов)Обхват груди197 см (самки), 202 см (самцы)Обхват пясти22,7 см (самки), 24,4 см (самцы)Мастьосновная: серая в яблоках; часто встречаются серая, вороная, редкие: рыжая, чалая Голова не большая, с прямым профилем, широким лбом. Уши маленькие. Глазакрупные, немного выпуклые. Шеямассивная, мускулистая, умеренной длины, с красивым изгибом.Гривагустая, пышная и длинная.Холкачуть приподнятая.Круп длинный, ровный, раздвоенный. Хвост низкопосаженный, густой и длинный. Спина короткая, мускулистая, хорошо поставленная.Грудь глубокая, широкая.Ноги средней длины, мускулистые, сильные, со стандартными размерами предплечий, но с короткой и крепкой пястью. Копыта широкие, прочные.
Некоторые считают, что першероны — самые высокие кони в мире. Но в Книге рекордов Гиннесса рекорд по высоте принадлежит породе шайр (английскому тяжеловозу). Её представитель — Биг Джейк — попал в книгу рекордов в 2010 году (с ростом в 219 см). Средний рост породы — 165-185 см. Среди першеронов там же отмечен Доктор Ле Жер (1902 г.) с высотой в холке 213,4 см и весом 1,370 т. Поэтому титул самых высоких принадлежит английской породе.
Першерон входит в число наиболее популярных французских пород лошадей. Такую популярность обусловили особенности породы:
- выносливость;
- сухое телосложение;
- гармоничные пропорции;
- массивность, мускулистость;
- ловкость, манёвренность, грация;
- мягкость хода.
Прекрасное сочетание мощи и грации позволило породе стать универсальной. Першеронов разводят не только для того, чтобы улучшить качества некоторых существующих пород, а также создать новые. Во всем мире они участвуют в различных парадах, в верховых заездах, в катаниях на санях.