Рота Молодова не ожидала нападения. Укрепленных оборонительных позиций на высоте оборудовано не было, так как задерживаться здесь никто не собирался.
На беду, в распоряжении у комроты были только два взвода из трех. Боевики сумели быстро вычислить активного офицера, и Молодов вскоре выбыл из строя, получив ранение в шею от вражеского снайпера. В тот же день он умер от потери крови.
Руководство обороной принял на себя комбат Марк Евтюхин, и десантники сумели отбросить атакующих. Боевики стали их окружать, и чудовищные потери роты, понесенные в первый день (31 человек), были, главным образом, связаны с гибелью почти всех солдат отставшего 3-го взвода: их расстреляли на подъеме по склону.
Атаки противника шли одна за другой. Десантники старались экономить быстро таявшие боеприпасы
Все это время Евтюхин находился на связи с командованием группировки и запрашивал помощь. Кто-то из слышавших радиопереговоры офицеров говорил, что из-за брошенной в эфир грубой фразы комбата якобы обвинили в паникерстве и приказали вовсе прекратить радиопереговоры с ротой.
Только к 0:40 1 марта четыре десятка солдат из 1-й роты батальона под командованием Сергея Барана и взвода разведроты предприняли попытку прорваться к высоте, но им это не удалось, и к 4:00 их вынудили отступить.
Впрочем, сам Баран в своих воспоминаниях утверждает, что остановился только по настоятельной просьбе самого Евтюхина.
Я спросил Марка Николаевича: «Как и откуда к вам лучше подойти? Что предпринять?» Евтюхин подумал, а потом ответил: «Серега, ты не лезь сюда, ты мне только помешаешь, я сам разберусь. Все под контролем, мы справляемся сами. Сейчас ты сюда ни подойти, ни помочь никак не сможешь. Не лезь. Если помощь мне понадобится — я вас сам позову»
По словам Барана, от находившихся на высоте он узнал, что у боевиков «очень хорошо работают снайперы, которые не дают вести наблюдение и отвечать прицельным огнем».
6-я рота не получила поддержки с воздуха. По официальным данным, из-за сильного тумана. Однако родственники погибших потом установили, что погода в ту ночь была ясная и авиация летала.
«Марк Евтюхин так и не попросил помощи в людской силе. А артиллерия, огонь которой он до самой своей гибели корректировал, работала на полной мощности», — продолжает Сергей Баран.
Боекомплект, несколько тысяч снарядов, был расстрелян полностью, а стволы пушек накалились так, что краска обгорела
Замечание Барана противоречит тому, что ночью Евтюхин обратился по дружбе за помощью к своему заместителю, майору Александру Доставалову. Тот находился с 4-й ротой на высоте 787.0. С чем может быть связан такой призыв по открытому каналу связи, как не с отчаянием получить помощь другим путем?
Доставалов был опытным боевым офицером. Он командовал той самой 6-й ротой с 1994 по 1999 год и решился отправиться на помощь к Евтюхину в нарушение приказа.
Доставалов построил взвод разведки Олега Ермакова и сказал: «Там идет тяжелый бой. Кто добровольно готов пойти на выручку? Никаких гарантий, что мы вернемся живыми»
Так об этом моменте рассказывает Татьяна Коротеева. В результате набралось 15 добровольцев, включая ее сына, Александра. Все они погибли в бою.
Впечатляет, что им вообще удалось пробиться к окруженным. Эти 15 десантников продлили оборону высоты еще на несколько часов.
Есть данные, что именно командующий группировкой ВДВ в Чечне генерал-майор Александр Ленцов приказал Евтюхину держаться до утра любым способом. Так это или нет, но солдаты приказ выполнили.
Закончилось все тем, что комбат вызвал огонь полковой артиллерии на себя. Обстрел начался в 6:08, а в 6:10 связь с ротой прекратилась. По другим данным, артобстрел был попыткой Ленцова провести огневое окаймление позиций роты, чтобы спасти ребят, а не угробить.
«Менее чем за 20 минут рота была практически полностью уничтожена своим артогнем. Как же так? Увы, очень просто. Рота изначально села на другую высоту (вероятно, примерно в 350 метрах от высоты 776.0, которую должна была оседлать). Когда вели артподдержку роты, рассчитывая данные для стрельбы, недоумевал, почему Евтюхин все время корректирует южнее. Никто — ни в штабе, ни сам Евтюхин — не знал, что рота ведет бой южнее высоты», — вспоминал позднее десантник, пожелавший сохранить анонимность.
По его словам, вышедшие на высоту несколько дней спустя солдаты не увидели там погибших. «Лишь потом, еще раз сверив карты, поняли что к чему», — добавил он.
По словам военного обозревателя Владимира Сварцевича, которому удалось ознакомиться с записью радиопереговоров роты со штабом группировки, последней фразой Евтюхина было не «вызываю огонь на себя», как любят показывать в кино:
На самом деле он сказал: «Вы козлы, вы нас предали, суки!»
После рокового артобстрела позициями роты завладели боевики. В живых остались только шестеро десантников, которым удалось добраться до своих.
Российские части снова вышли на эту высоту только 3 марта. Чеченцы уже успели эвакуировать оттуда своих раненых, вынести почти всех убитых и покинуть заблокированный федералами район. По этой причине данные о потерях боевиков очень разнятся.
От 400 до 700боевиков погибли в бою с 6-й ротой ВДВ за высоту 776.0
Кстати, потом выяснилось, что десантники 6-й роты фактически спасли двух пленных офицеров ГРУ Алексея Галкина и Владимира Пахомова, которых конвоировали боевики. Они сумели сбежать во время боя.
ПРОДОЛЖЕНИЕ УЖЕ ЗАВТРА.
Понравилось? подписывайся,оставляй комментарий и палец вверх.