Начало
Однажды фараон Псамметих задумался, какой же язык является самым древним. Эту легенду нам передал историк, услышавший об эксперименте от жрецов Гефеста в Мемфисе (сейчас местность около города Эль-Бадрашейн и селения Мит-Рахина в Египте).
Как узнать о, как мы сейчас говорим, праязыке?
Да очень просто! - подумал фараон и создал гениальный план:
- нужно взять двух младенцев, естественно они были рабами, т.к. в то время это считалось нормальным и абсолютно законным, не своих же на опыт пустить;
- создать полную депривацию от социума и, самое главное, не допускать, чтобы дети слышали человеческий голос;
- теперь можно назвать себя ученым - вы прекрасны!
Реализация замысла была также проста, как и план. Младенцев поселили в доме пастуха. Ему было запрещено разговаривать с детьми, допускалось только кормить и ухаживать. Так он и делал. Дети спокойно росли в окружении коз, были сыты и здоровы.
Для чего это было, и как оно могло повлиять на решение загадки о "самом древнем языке"? Псамметих считал, что лишение детей примера для подражания, то есть взрослого, за которым ребенок будет всё повторять, приведет их к вспоминанию слов того самого праязыка. Их же никто не научил другому языку, следовательно, разговаривать дети начнут на древнем "изначальном" языке.
Легенда заканчивается тем, что в какой-то момент пастух, придя домой, услышал их первое слово - "бекос", что, как потом выяснилось, означало "хлеб" на фригийском языке. Так и закончился эксперимент.
Заключение
В этой части нужно дать маленькое пояснение.
Во-первых, что нужно знать о развитии речи у человека? Тут можно обратиться к исследованиям "детей-маугли"(или дикие дети, или феральные дети), о явлении которых нам всем хорошо известно. Они дают нам понять, что депривация (лишение) от социума на ранних этапах жизни человека наносит непоправимые последствия.
Жан Марк Гаспар Итар - врач, изучавший дикого мальчика из Авернона (и написавший одноименную книгу) заключил следующее:
«Наш вид является особенным, поскольку члены нашего социума нуждаются друг в друге»
Если ребенок остается изолированным или лишенным стимуляции, функции его мозга ослабевают, развитие не является достаточным, и это может привести к следующим последствиям:
- Мозг не растет, и поэтому тело остается частично атрофированным. Наблюдается недостаток материи головного мозга;
- Это влияет на то, как эти дети обрабатывают информацию, когда они слышат речь людей или видят движущиеся объекты;
- Они не в состоянии действовать так, как от них того требует окружающая среда;
- Когда они начинают осознавать, что им не под силу действовать должным образом, они начинают вести себя агрессивно или, наоборот, замыкаются в себе;
- Все эти обстоятельства вызывают у них негативные чувства, поведенческие и эмоциональные проблемы;
Стоит добавить, что темой диких детей занималось множество ученых, и нам известно больше 10 случаев таких описаний.
Смешная заметка: пока готовился к этому материалу, нашел мнение, что слово "бекос" может и не быть только легендой, потому что младенцев постоянно окружали козы, а мы знаем ответ на любимый детский вопрос: "как говорит козочка".
Полезные ссылки:
- https://bit.ly/3cv4QQq - про диких детей;
- https://arzamas.academy/mag/192-pharaon - "почему фараонов не называли фараонами" текст на Арзамасе;
Спасибо, что прочитали статью! Буду рад, если подпишитесь/поставите лайк. На канале есть ещё парочка интересных топиков!