Жила-была на Северной рабочей окраине одна хорошая Школа, да собственно, она и сейчас там живет. А в школе этой русский язык и литературу преподавала хороший человек Майя Михайловна. А фамилия Майе Михайловне была Певзнер, что есть занятная художественная деталь. Потому что английский язык в той же школе преподавал Борис Борисович, и тоже Певзнер, при этом не приходясь Майе Михайловне ни супругом, ни братом, ни вообще какой-либо родней. Как в чистокровно пролетарский район столицы занесло сразу двух носителей не самой распространенной русской фамилии – сие неведомо, но еще раз подтверждает тот факт, что советское образование было не только лучшее, но и подчас довольно парадоксальное. Но это к слову.
И вот однажды, в такой же примерно день на стыке Зимы и Весны – проводила Майя Михайловна ответственный диктант. Типа «городского», как тогда это называлось.
А начался диктант со следующего объявления Майи Михайловны:
- Так, значит. Левшин, ты почему пересел к Хорошему ученику? Давай обратно к Леночке... Тедеев – а ты как раз к Хорошему ученику садись!
Коротко о том, чем было продиктовано объявление.
Олег Юрьевич, который Левшин, был лучшим другом Хорошего ученика. Исторически сложилось так, что с самой начальной школы он сидел за одной партой с Леночкой Г., первой красавицей класса, но не очень сильной в правописании. Именно поэтому, ввиду диктанта, Хороший ученик и пересел на другую парту, и Олега к себе взял, чтобы Олег у него всё спокойно списал и получил нормальную оценку...
Но не тут-то было. Потому что имелся в классе второгодник Васо Тедеев. Васо – потому что он Виссарион (а не Вася), в силу этого – красивый восточный мужчина, по которому сохли все девочки класса, а Леночка Г. – сохла первая и сильнее всех. Но вот с русским письменным (в отличие от русского матерного) у Васо имелись определенные проблемы, причем настолько определенные (и не только с русским), что Педсовет школы всерьез уже вентилировал ситуацию, возможно ли его будет и на третий год в седьмом классе оставить... Короче, ход мыслей Майи Михайловны был понятен: Васо садится к Хорошему ученику, спокойно «сдувает», получает раз в жизни нормальную оценку и хоть на время избавляет Майю Михайловну от хлопот с собой.
Но не всё пошло по плану. Очень уж осерчал Хороший ученик на такое решение, и в первую очередь – из-за друга своего, Олега Юрьевича. К Васо, конечно, претензий не было, они так нормально общались, но...
Короче, взял Хороший ученик да и не поставил в своем диктанте ни одной запятой. Вообще не единой. А седьмой же класс, всякие сложносочиненные предложения и деепричастные обороты. А Васо так всё и списал. Тоже вообще без запятых. И гордо понес первый свою тетрадь Майе Михайловне, когда та закончила диктовать. А Хороший ученик тут же все запятые у себя в тетрадке расставил, ну и тоже сдал.
Но не всё пошло и по плану Хорошего ученика. Потому что Майя Михайловна решила немедля убедиться, что драгоценный Васо скатал всё как надо, тут же раскрыла его тетрадь и...
Выражение лица Майи Михайловны надо было видеть, конечно, и Хороший ученик сразу понял, что маленько перегнул палку. Потому что Майя Михайловна сперва выкатила свои и без того прекрасные глаза, потом побледнела, потом побледнела еще сильней и схватилась рукой за сердце. А потом прохрипела, и видно было, как хотелось ей перейти с русского литературного на русский нелитературный, гораздо более в подобной ситуации подходящий:
- Тедеев... Тедеев, горе ты моё... Васо, скажи честно, ты совсем дебил? От слова, как говорится, вообще?
- А што такоэ, Майа Мыхайлавна? – заволновался Васо. Причем без обиды, поскольку вполне здраво оценивал свои способности в плане образования.
- Да ты ведь даже не можешь нормально спи...
Тут к некоторой удаче душевные силы окончательно покинули Майю Михайловну, и она тяжело осела на стул, держась за сердце и голову уже обеими руками. К счастью, не растерялись Васо и Олег Юрьевич. Будучи ребятами физически крепкими, а Васо еще и почти взрослым, он же второгодник – они лихо подхватили Майю Михайловну на руки и отнесли ее в медкабинет к замечательной медсестре ТатьянеЯкльне. ТатьянаЯкльна быстро дала Майе Михайловне нашатырь, ну и всё, что полагается, так что к следующему уроку Майя Михайловна была уже сравнительно в норме. Тем более, что...
Тем более, что за время ее вынужденного отсутствия Хороший ученик вытащил тетрадки Васо и Олега Юрьевича из пачки и быстренько добавил все нужные запятые. Ну, почти все, чтоб не слишком бросалось в глаза.
- Ты нэ знаэшь, што Майа так за сэрдцэ схватылась? – спросил потом Васо у Хорошего ученика.
- Да ты одну запятую, походу, не туда поставил, - подумав, сообщил ему Хороший ученик.
- Адна запатая нэ там – это нэ страшно! – воскликнул Васо, - Чэтырэ за дыктант – тоже очень харошая атмэтка, спасыбо тэбе!
В общем, так оно и вышло в итоге.
А мораль этой истории простая. Берегите Учителей, ребята. Они нам только добра желают.
Вот такая история.
Саундтрек. АВИА. "Урок русского языка, часть 1"