Найти тему

Транспорт "столицы Сибири". Говорим о Красноярске

Заметки путешественника

Всем привет!

Говоря о транспорте Сибири, нельзя не рассказать о транспортной системе такого города, как Красноярск. Этот город - один из крупнейших в России, а, значит, и транспортная сеть у него достаточно обширна.

Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" на маршруте 56 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Волжанин-5270-20-06 "СитиРитм-12" на маршруте 56 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В городе основными видами транспорта являются автобусы, троллейбусы трамваи и водный транспорт. Также в "арсенале" имеется сеть электричек, связывающий Красноярск с его агломерацией. Но начнем с истоков.

Автобус Mercedes-Benz O405 на маршруте 50, Красноярск. Фото: Максим Фандюшин
Автобус Mercedes-Benz O405 на маршруте 50, Красноярск. Фото: Максим Фандюшин

История городского транспорта в Красноярске отсчитывается с середины 19 века, когда в городе появились извозчики. Такие услуги предоставлялись в городе аж до начала Великой Отечественной войны. Стоит ли говорить, что качество предоставляемых услуг таких извозчиков были крайне неудовлетворительными, стоимость проезда запредельная (якобы перемещаться на таком виде транспорта является роскошью), да и поездка сама по себе очень неприятная.

Автобус ПАЗ-3205 на маршруте в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ПАЗ-3205 на маршруте в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

С развитием машиностроения в мире, появилась возможность организовать автобусной движение в городе. Так, 1 июля 1932 года в городе появился первый автобусный маршрут, курсировавший от площади Просвещения до ж/д вокзала. Он обслуживался двумя автобусами, проезд в которых стоил всего 10 копеек.

Автобус МАЗ-107 на маршруте 2 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-107 на маршруте 2 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

К началу ВОВ было запущено ещё два маршрута: от Кирпичного завода до улицы Сурикова и от Мелькомбината до ж/д вокзала. Они обслуживались парком, подвижной состав которого состоял из 8 автобусов ГАЗ 03-30, а уже в начале 40-х пришло ещё 6 автобусов моделей ЗиС-8 и ЗиС-16, которые пустили на два маршрута от улицы Сурикова (Военный городок и Бумстрой).

Автобус МАЗ-203 на маршруте 71 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-203 на маршруте 71 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

К началу 50-х было запущено движение автобусов по правому берегу города, первый маршрут проходил от Авиастроя до Большого Понтонного моста. В это же время потребовалась замена устаревшего подвижного состава. Тогда стали поступать автобусы ЗиС-154 и ЗиС-155. За последующие 30 лет сеть автобусов в городе разрослась в разы; появилось 5 автопарков под объединением "Красноярскавтотранс", которое летом 1990 было объединено с ТТУ (трамвайно-троллейбусным управлением) в единое предприятие.

Автобус MAN SL202 на маршруте 91 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус MAN SL202 на маршруте 91 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Сами 90-е же больно ударили по автобусному хозяйству города. Так, осталось 3 МПАТП, одно из которых сгорело в 2001 году вместе с 40 единицами техники.
В конце 00-х было создано новое Патп №5, а в 2017 году одно ПАТП (№7) было ликвидировано в пользу №5.

Автобус МАЗ-103 на маршруте 49 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус МАЗ-103 на маршруте 49 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В настоящий момент, в городе действует 58 маршрутов, обслуживаемых 3 МПАТП и порядка 30 частных компаний и ИП.
Подвижной состав
самый разномастный: от автобусов СК (ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, ЛиАЗ-4292.60) до БК (начиная автобусами MAN SL202, заканчивая автобусами Волжанин-5270 "СитиРитм-12" и ЛиАЗ-5292.65) и ОБК (МАЗ-107). Также есть продукция НефАЗ, МАЗ и других заводов.

Автобус НефАЗ-5299 на маршруте 53  в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус НефАЗ-5299 на маршруте 53 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Все работают по регулируемые тарифам и все имеют декоративный элемент оформления, эдакий "бренд" города - стрелочки на борту с буквой "К" в круге. Рядом имеется надпись "Красноярский городской транспорт" и герб города. Стоимость проезда составила 26 рублей, при этом есть возможность оплаты банковской картой. На данный момент в городе имеется порядка 1,3 тысяч автобусов для обслуживания маршрутов города.

Автобус ЛиАЗ-5292.65 на маршруте 12 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ЛиАЗ-5292.65 на маршруте 12 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Примерно в то же время, в которое запустили автобус в городе, на улицы города вышел еще один вид транспорта. В 1935 году по маршруту от "Красмаша" до Затона вышел поезд из трамвайных вагонов и паровоза.

Автобус ЛиАЗ-4292 на маршруте 83 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Автобус ЛиАЗ-4292 на маршруте 83 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Ходил состав плохо, медленно, подвоз рабочих (что было основной его функцией) выполнял со систематическими опозданиями, что приводило к задержке старта рабочего дня. Назвать это трамвайной линией сложно, но определенно это прародитель трамвайного движения в городе.

Трамвай 71-605 на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605 на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Основной же трамвай начали строить в 1956 году, одновременно с троллейбусной линией. Запуск трамвайного депо и первого маршрута от Красноярской ТЭЦ до Предмостной площади произошел 29 апреля 1958 года. Линия прошла по проспекту имени газеты "Красноярский рабочий", ее длина составила 9 километров. На тот момент из подвижного состава было жва типа вагонов: Усть-Катавские КТМ-КТП-1 и МТВ-82. На момент запуска их количество составляло 19 единиц. В 1960 году Москва передала 7 вагонов модели БФ из депо имени Щепетильникова.

Трамвай 71-605, прошедший капитальный ремонт (обратите внимание на двери и борта) на маршруте 5 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605, прошедший капитальный ремонт (обратите внимание на двери и борта) на маршруте 5 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Спустя три года после запуска трамвайного движения, открылась линия, соединяющая правый и левый берег Красноярска, проходящая через Коммунальный мост с кольцом у театра оперы и балета. В 1963 году открыли ветку от Предмостовой площади до Красноярского химико-металлургического завода. Еще через три года появилась связь завода "Сибэлектросталь" и основной сети по улице Мичурина. В 1967 году достроили разворотное кольцо у ХМЗ, продлили линию от ТЭЦ до Шинного завода и открыли новое трамвайное депо, способное вместить в себя до 150 вагонов. Туда поступили вагоны МТВ-82.

Трамвай 71-605 на обкатке в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605 на обкатке в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

70-е годы тоже выделились ударными темпами строительства новых участков сети. Так, в 1971 году открылась линия, соединяющая 2-е трамвайное депо и улицу Мичурина, проходящая по улице Щорса и улице 60 Лет Октября. Ближе к концу 70-х был сдан в эксплуатацию участок сети от ТЭЦ до Химкомбината "Енисей". В 1979 году началась поставка вагонов КТМ-5, которыми начали постепенно заменять устаревшие МТВ-82. Поставка КТМ-5М3 длилась до 1989 года. С 1990 по 1992 поставлялась еще одна модификация - 71-605А. В определенный промежуток времени КТМ-5 были единственными вагонами в городе.

Трамвай 71-605 прошедший КР на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605 прошедший КР на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В 1983 запустили крупный участок сети, длиной в 7,5 км от улицы Мичурина до поселка Энергетиков. Через три года была открыта линия через Октябрьский мост до Октябрьской площади.

В 1992-1993 годах было поставлено 15 вагонов 71-608К. Правда, они в городе не прижились. Часть вагонов было разобрано уже в 1996 году, последние проработали до середины 2000-х годов.

Трамвай 71-605 на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-605 на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Для трамвайной сети 90-е годы выдались, как это обычно было, несладко. В 1994 году линию до театра оперы и балета закрыли и демонтировали вплоть до Предмостовой площади. Также линия на Шинный завод была разобрана к 1998 году. К слову, в этом же году в город поступило два Петербургских трамвая ЛВС-97К. Оба эти вагона были списаны в 2010 году. В 2000 в город пришел 1 вагон 71-619К.

В 2000 году была продлена линия от Октябрьской площади до рынка Советского района. Но прослужила она очень недолго. Уже в 2004 году линия от Октябрьского моста, включая его самого была закрыта и, впоследствии, разобрана. С этого момента трамвай стал ходить исключительно по правому берегу. Через 2 года была закрыта линия до Химкомбината "Енисей".

Трамвай 71-619КТ на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Трамвай 71-619КТ на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В 2007 году в город пришло 3 вагона 71-619КТ. А еще через 2 года - ЛМ-2008 в количестве 1 штуки. На этом обновление парка завершилось, при этом несколько КТМ-5 проходили капитальный ремонт. Особое внимание следует уделить вагону №235, который сделали на базе КТМ-5, но в современном стиле. Жаль, такой вагон создан в единичном экземпляре. К сожалению, мне не повезло увидеть его в живую.

В лучшие для трамвая времена, в городе курсировало до 9 маршрутов. Сейчас же их осталось всего 4, а общая длина сети составляет 28 километров. Но большая часть линий прошла капитальный ремонт и находится в хорошем состоянии. Стоимость проезда - 19 рублей, а по банковской карте на рубль меньше.

Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Возвращаясь вновь к 50-м годам, стоит рассказать о троллейбусной системе. Она была запущена через год после запуска трамвая - 5 ноября 1959 года. Тогда на первые два маршрута (от ж/д вокзала до улицы Просвещения (Площадь Мира) и до Аэропорта) вышли троллейбусы МТБ-82Д. Протяженность маршрутов составляла 4 и 7 километров. Годом спустя открыли маршрут от Красной площади до Комсомольского городка.

Троллейбус БТЗ-5276-04 на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус БТЗ-5276-04 на маршруте 4 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

От последнего в 1962 году была проведена сеть до Студенческого городка. В 60-е годы в город стали поступать троллейбусы ЗиУ-5. А уже в 70-е годы начали поступать ЗиУ-682Б. В 1970 году была открыта линия в микрорайоны Зеленой Рощи. Также было открыто множество линий в северо-западный район города. С 1979 по 1990 года в город поступали троллейбусы ЗиУ-682В различных модификаций. В 1982 году в Красноярск поступило 3 машины редкой модификации 3иУ-682С. Правда, особо долго они не продержались. Один сгорел на территории депо, другой переделали в ЗиУ-682В.

Троллейбус БКМ-321 на маршруте 8 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус БКМ-321 на маршруте 8 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

С 1992 по 1994 в город поступали ЗиУ-682Г. В середине 90-х троллейбусные депо дооборудовали для работы сочлененных троллейбусов, что позволило взять в эксплуатацию 11 ЗиУ-683/ЗиУ-6205. Все они списаны до 2010 года или же "откапиталены" с потерей хвостовой секции (становились обычными ЗиУ-682). В конце 90-х в город поступило 5 белорусских АКСМ-101. С 1998 по 2001 в город поступило 10 ЗиУ-682Г-012, а в 2005 - 22 машины ЗиУ-682Г-016.

Троллейбус БКМ-321 на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус БКМ-321 на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Во второй половине 80-х, в 1986 году была запущена троллейбусная линия на правый берег Красноярска до Сибирского Аэрокосмического Университета с открытием маршрута №12. Через 10 лет были открыты маршруты с Предмостовой площади до ж/д вокзала и от автовокзала до ХМЗ. 21 век выдался весьма печальным для троллейбуса. За 18 лет было закрыто порядка 10 маршрутов.

Троллейбус ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В 2009 году в город поступило 10 троллейбусов ЗиУ-682, прошедших капремонт в Иваново. Изначально они имели автономный ход. Также в городе появились БТЗ-5276, СТ-682Г, ТролЗа-5275 "Оптима" , все по одной штуке. Но уже в 2011 в город поступило 20 низкопольных БКМ-321. Это значительно улучшило качество обслуживание пассажиров. В 2019 году в город пришла интересная машина - ТролЗа-5265.02 "Мегаполис". Да не простая, а рестайлинговая. Она единственная линейная в своем роде (с таким дизайном есть еще одна машина, но она стоит на заводе).

Троллейбус ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" на маршруте 7 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

Изначально, таких машин должно было прийти больше, но из-за банкротства завода, поставка не реализовалась. Хотя, проект этой машины выглядит очень перспективно. Крайне жаль, что мы не сможем увидеть подобных машин в других городах. В декабре 2019 в город пришел ВМЗ-5298.01 "Авангард", но вышел он лишь в февраля 2020 года. Бортовой номер он получил символичный - 2020.

Троллейбус ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" на маршруте 8 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" на маршруте 8 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В настоящий момент осталось всего 5 маршрутов троллейбуса: 4,5,7,8,13. При этом маршрут 8 был сильно укорочен. Всего в городе 100 машин, из них 22% с низким полом. Средний возраст машин - 15 лет. Теперь троллейбусы полностью расположены на левом берегу.

Троллейбус ЗиУ-682 на маршруте 13 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682 на маршруте 13 в Красноярске. Фото: Максим Фандюшин

В городе имеется также и водный транспорт. По большей части, он предназначен для связи с пригородом, в частности - с труднодоступными населенными пунктами. Самые дальние рейсы осуществляются до конечных пунктов Дудинка, Караул. Поездка по ним осуществляется несколько суток. Все маршруты, проходящие через Красноярск, останавливаются на Речном Вокзале. В городе есть ещё ряд причалов. Например, через них проходит маршрут Торговый центр - Усть-Мана. Количество рейсов в день варьируется: может быть до 6 (в выходные), а может быть и 0 (например, из-за сложных погодных условий). Но стоит понимать, что навигация работает лишь в тёплый период времени: с мая по октябрь, а, возможно, даже и меньше.

Здание речного вокзала. Фото: Максим Фандюшин
Здание речного вокзала. Фото: Максим Фандюшин

Подводя короткий итог, хочется сказать, что электротранспорт находится в некотором упадке в Красноярске: и трамвайная, и троллейбусная сети за 90-е 00-е и 10-е годы значительно поредели, маршрутная сетка сократилась в разы. Подвижной состав трамваев требует обновления, особенно в таком крупном городе. Перспектив в 90-е годы по развитию обоих сетей было много, но ввиду сложившейся ситуации, хочется надеяться, что сети хотя бы сохранятся, произведут обновление ПС и вернут старые связи внутри города. Часть автобусов также требует обновления. Стоит также упомянуть о строительстве метрополитена в городе. Еще в 1995 году начались работы по созданию котлована для станций, но к 2009 году кроме пары тоннелей ничего не появилось, строительство заморозили. Сейчас строительство должно быть возобновлено и к 2024 году обещают запустить первую линию, длиной в 10 километров с 6 станциями глубокого и мелкого заложения.

На том всё!
В следующей статье я уделю внимание такой необычной трамвайной сети в городе Усть-Илимск.

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!