Найти тему
КОРНЕЙ ПРУТКОВ

Книга, поразившая мир в сердце

Оглавление
“…Мы делаем один шаг, затем другой. Поднимаем глаза навстречу улыбке или оскалу окружающего мира. Думаем. Действуем. Чувствуем. Добавляем свои скромные усилия к приливам и отливам добра и зла, затопляющим планету и вновь отступающим. Несем сквозь мрак свой крест в надежду следующей ночи. Бросаем наши храбрые сердца в обещание нового дня. С любовью – страстным поиском истины вне самих себя – и с надеждой – чистым невыразимым желанием быть спасенными. Ибо пока судьба ждет нас, наша жизнь продолжается. Боже, спаси нас. Боже, прости нас. Жизнь продолжается.”

Это последние слова чрезвычайно модного сейчас романа-эпопеи “Шантарам” (впервые издан в 2003-м, переведен на русский – в 2010-м году). Вот наконец-то дочитал, нахожусь под впечатлением. Как можно охарактеризовать эту книгу? Если коротко, то по сюжету – это “Крестный отец” Пьюзо, густо замешанный на индийском колорите, а по внутреннему напряжению – “Любовь к жизни” Джека Лондона. С ошеломляющей широтой охвата бомбейской жизни 80-х, запечатленной едва ли не с Толстовско-Прустовской щепетильностью.

Грэгори Дэвид Робертс. Фото с сайта eksmo.ru
Грэгори Дэвид Робертс. Фото с сайта eksmo.ru

Очень располагают к чтению этого романа по меньшей мере три пункта:

  1. Современная жизнь, а не события прошлого;
  2. Смачный, неизведанный западным читателем колорит индийской цивилизации;
  3. В меру идеальный главный герой, доступный подражанию широким слоям скучающего поколения потребителей всех благ прогресса.

Действительно, такое ощущение, что многобуквенные истории, серьезно повествующие о дамах с собачками, салонах Анны Павловны Шерер, Буденброках, вкусах пирожных Madeleines, эмпатиях медсестёр к американским добровольцам I Мировой; даже степные волки, рефлексии аргентинских интеллектуалов в Париже и, чего греха таить, тайны Тристеро с ловцами во ржи – не увлекают современного читателя.

Ритм эпох меняется. Чтение Диккенса, неспешно описывающего уютную старую Англию, или Пруста, подробно раскрашивающего каждую свою детскую эмоцию, сегодня воспринимаются как некая вычурная роскошь, как чудачества ретроэнтомологов, в экстазе смотрящих на очередной экземпляр Мнемозины.

"Миллионер из трущоб" (2008) Динамика действия зашкаливает
"Миллионер из трущоб" (2008) Динамика действия зашкаливает

Душа современного обывателя просит “еще больше изюма и шоколада“, желательно, со встроенной фотокамерой для макросъемки и режимом турбо. А литературным языком говоря – давайте нам “про нас”, про сегодняшний день, который мы видим за пластиковым окном (или за телевизионным), про наше поколенческое ощущение времени и себя в нём. Если за нашими стеклами несколько однообразно и серовато, то особенно нам будет интересно узнать, что видно из окон наших одновременников с другого полушария Земли. Как это красочно, увлекательно и.. близко.

Хочешь быть как Лин-баба (главный персонаж “Шантарама”) – прям сейчас в чем есть лети на Гоа! Фантастично?! Нет, выскакивай в ночь.. и вперед – на лабутенах в фельдиперсовых штанах! Фантастично – это когда нужно звать дворника Степана, если разночинец Овсов попал под лошадь.

Ради справедливости замечу, что автор “Шантарама”, Грегори Робертс, на протяжении саги тоже грешит традициями ретроэнтомологов – за рефлексийно-отвлеченными длиннотами нетерпеливый читатель порой совсем не видит ни изюма, ни шоколада. Но фотографический колорит современной Индии, как иная, но достижимая реальность, крепко держит его внимание.

Трущебы Мумбая. Фото livelyplanet.ru
Трущебы Мумбая. Фото livelyplanet.ru

Да, удивительно, но современный россиянин, жалующийся на “уже не тот пармезан” или на неправильно нарисованный Ла-5 на автонаклейке к 9-му мая, возможно, и не подозревает, как и по сей день живут люди в разноцветной Индии. А точнее, насколько там контрастна жизнь – вот голодные люди, кожа-да-кости, продают себя в рабство, лишь бы умереть под крышей; а вот тут, через перекресток, жеманные педерасты (во всех смыслАх) пьют Джек Дэниэлс и рассуждают о нравственности. Робертс беспощадно наводит свой объектив на все грани индийской жизни.

И это никакой не Паоло Коэльо, господа измерители интеллектуальной планки, говорящие “фи” в книжных магазинах и деланно восклицающие в фейсбуках “какой-топрости-господи-шантарам” ! Коэлья – это творожок Агуша для широких слоев литературных “захожан”, а Робертс – это обильное ассорти колбасок гриль, посыпанное какой-то ударяющей в мозг восточной хренью пряностью для любителей познавательного экшна.

Трущебы Мумбая. Фото varlamov.ru
Трущебы Мумбая. Фото varlamov.ru

“Шантарам” – очень мясистый и приятно волокнистый текст, насыщенный very-very индийским космосом.

Главный герой – Лин, по-блокбастеровски сбежавший из австралийской тюрьмы в Индию, навсегда зачеркнул своё прошлое (семью, детей, воспоминания о детстве). Его можно сравнить с безногим “Жейком Сулли”, выбравшим жизнь на Пандоре в образе скачущего по экзотическому ландшафту аватара. Он не боится трудностей, всегда мудр и красноречив, в меру чистосердечен. И практически безоговорочно обожаем индийцами и даже афгано-пакистанцами (к слову сказать, там целая пара-тройка глав о погружении в войну в Афганистане, причем, Лин доблестно сражался на стороне моджахедов с нами, русскими). Он, как нож в масло, входит в мафию бомбейского дона Корлеоне, становится чуть ли не его “названым сыном” и осуществляет стремительное восхождение из трущоб в раджи.
Контрасты Мумбая. Фото varlamov.ru
Контрасты Мумбая. Фото varlamov.ru

Считаю, что некоторая нарочитая идеализация героя весьма оправдана – она дает читателю заряд живительной Праны. Провинциальные подростки нашей необъятной Родины вполне себе могут впечатлиться модным персонажем и начать размышлять на темы Гамлета. А это, согласитесь, не хухры-мухры! Это попахивает так долго чаямым учеными мужами “пробуждением национального самосознания”. Даже ваш покорный слуга узнал из сего романа, что ножом надо сражаться, сжимая его в кулаке лезвием вниз.

Отдельная тема лирического героя – его любовь к некой почти обожествленной им красавице-интеллектуалке Карле. Вот она, героиня нашего времени! То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…

Бедный мужик, Лин-баба, как она тебя измотала, йаар! Но ты выдержал, хоть и с ядом в сердце. В общем, линия любви в этой эпопее является едва ли не детективной. Почему она так ведёт себя?! (спрашивают который век открытосердечные юноши).

Фото 1ZOOM.ME
Фото 1ZOOM.ME

Прежде чем ставить мои слова под сомнение (вроде как я слишком восторженно говорю о “Шантараме”, каюсь, я впечатлителен), знайте, что фанатом сего романа является сам солнцеликий Джонни Депп, который не только нахваливает книгу в аннотации, но и приобрёл права на экранизацию. Он дурного не посоветует.
За сим, пожалуй, пора завершать панегирик.


Когда дочитал, признаться, почувствовал знакомую грусть расставания с персонажами, к которым привык.

Но ничего, снобы в фейсбуке сказали, что “раньше полмагазина было завалено одним прости-господи-шантарамом, а теперь уже двумя”. Это они о продолжении. Грегори Робертс уже успел написать продолжение – “Тень горы”, такую же по объему, как и “Шантарам”, книгу. Уже купил.

Советую всем!!!

В наш век дезинтеграции лайки и репосты становятся экзистенциальными жестами неравнодушия. Не стесняйтесь, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ