Найти тему
Ирина Высоцкая

Последний роман Фёдора Михайловича Достоевского

В Екатерининском парке (Царское село), г. Пушкин, Санкт-Петербург
В Екатерининском парке (Царское село), г. Пушкин, Санкт-Петербург

Многие произведения великих писателей содержат в себе одну очень значимую идею, но, как будто незамеченную большинством людей. Но, говоря словами старца Зосимы, героя романа Достоевского "Братья Карамазовы": "И сколько же было идей на земле, в истории человеческой, которые даже за десять лет немыслимы были и которые вдруг появлялись, когда приходил для них таинственный срок их, и проносились по всей земле? Так и у нас будет, и воссияет миру народ наш, и скажут все люди: "Камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла".

В последнем романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", написанного за два месяца до его кончины, также просвечивает эта необычная идея - идея социализма, но не атеистического, а религиозного.

Главными героями произведения являются трое братьев, каждый из которых представляет отдельный тип характера русского человека.

Старший брат - Дмитрий - своими поступками, речами и помыслами демонстрирует всю широту русской души от благородства и чести до низости и разврата.

Лично меня заинтересовал другой, средний брат - Иван Карамазов - человек с неоднозначным характером, умный, образованный, сдержанный и непредсказуемый. Основа его мыслей и убеждений довольно подробно раскрыта в главе "Великий инквизитор", где Иван признаётся младшему брату Алёше: "Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять". Причины, столь глубокого разочарования в человечестве, мы узнаём в следующей главе "Бунт", где Иван делится ужасающими фактами жестокости и зверств людей по отношению друг к другу.

Алёша Карамазов смотрит на мир под другим углом, через религиозное, а именно христианское мировоззрение, и не может до конца понять Ивана, но после всех злосчастных событий, которые с Алёшей произошли в дальнейшем, его также настигает кризис веры в добро и справедливость.

Для чего человек претерпевает страдания, есть ли в этом какой-то великий смысл, какая-то высшая цель или это просто насмешка над людьми? И кто виноват в этих страданиях, где находится тот самый корень зла, не в каждом ли из нас? Не мы ли за всё в ответе?

-2

В романе "Братья Карамазовы" есть весьма интересное признание политического сыщика: "Мы, – сказал он, – собственно этих всех социалистов-анархистов, безбожников и революционеров – не очень-то и опасаемся; мы за ними следим, и ходы их нам известны. Но есть из них, хотя и немного, несколько особенных людей: это в Бога верующие и христиане, а в то же время и социалисты. Вот этих-то мы больше всех опасаемся, это страшный народ! Социалист-христианин страшнее социалиста-безбожника".

После смерти Фёдора Михайловича комитет по цензуре запретил печатать рассказы одного из героев произведения, старца Зосимы, из-за "мистически-социального учения, несогласного с духом учения православной веры и церкви и существующим порядком государственной и общественной жизни". Приведу небольшой отрывок из речи старца о свободе, равенстве и братстве:

"Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Были бы братья, будет и братство, а раньше братства никогда не разделятся... Почему не быть слуге моему как бы мне родным, так что приму его наконец в семью свою и возрадуюсь сему? Даже и теперь ещё это так исполнимо, но послужит основанием к будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а, напротив, изо всех сил пожелает стать сам всем слугой по Евангелию. И неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, – в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим? Твёрдо верую, что нет и что время близко".

В последнем выпуске "Дневника" (1881 г.) Достоевский пишет: "Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасётся лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!"

Фёдор Михайлович Достоевский
Фёдор Михайлович Достоевский

Именно религиозный социализм противопоставляется в произведении социализму атеистическому. Теория о том, что Бога и бессмертия не существует, а значит всё позволено, выдвинутая Иваном Карамазовым, приводит к жестокому убийству Фёдора Павловича - отца семейства. В противовес подобным социалистам-атеистам, практически в самом конце произведения, перед взором читателя предстаёт подросток 13 лет - Коля Красоткин. Юноша утверждает, что он - социалист, и в то же время мальчик всей душой тянется к Алёше, человеку глубоко и искренне верующему в Бога. В процессе общения они становятся друзьями: "Я пришёл у Вас учиться, Карамазов, – проникновенным и экспансивным голосом заключил Коля. – А я у Вас, – улыбнулся Алёша, пожав ему руку".

Таким образом, мы можем наблюдать за тем, как одна и та же идея социализма, попадая на разную почву, т.е. в сознание отличающихся друг от друга людей, имеет колоссальное различие в своём проявлении.

Автор: Ирина Высоцкая

#классическая литература #федор достоевский #философия #религия #Ирина Высоцкая