– Николай Максимович, расскажите, пожалуйста, немного о Париже. Как вы впервые там оказались?
– Я туда приехал танцевать в группе молодых артистов из России. Несмотря на то, что я был в Париже, я выступал на территории России, в посольстве. Так что на территории Франции я тогда все равно не выступал.
Следующая моя поездка состоялась в 2001 году, когда я приехал во Францию исключительно работать, когда мы готовили «Баядерку». Этот период дорог для меня тем, что я приехал туда не как турист, а на долгий период. Как все парижане, начиная со следующего утра, я должен был встать и идти на работу. Поэтому мои ощущения от Парижа совсем другие, нежели у туристов, которые приезжают, чтобы посмотреть город.
Это было очень интересно, и одновременно было безумно трудно. Потому что это был абсолютно другой ритм работы, другие люди, другой язык. Я тогда не понимал ни слова из того, что говорят вокруг меня. Я почти всегда был с переводчиком, а если оказывался без него, то меня охватывал ужас.
Помню, что первую неделю нигде не мог купить сахара. Я жил в районе Оперы и оказывается, что там все продуктовые магазины находятся под землей в подвальном этаже. Мне нужно было просто спуститься вниз на эскалаторе, но я не мог об этом знать и искал их на уровне земли, а там были магазины исключительно с парфюмерией и тому подобное.
И как-то я увидел лавку около Бастилии, это была арабская лавка, я очень обрадовался и накупил там много продуктов. Это было очень забавно.
– А отличается ли парижская публика от московской?
– Да, отличается. Вначале мне было страшно, но меня приняли очень тепло. Меня всегда поражало, что когда выходят главные действующие лица, очень редко раздаются аплодисменты, практически никогда. Когда я впервые вышел на сцену, раздались аплодисменты. Мне это было безумно приятно и это меня даже подстегнуло.
Из того периода мне еще запомнилось то, что у меня была очень хорошая партнерша – Мари-Аньес Жило. Она тогда еще не была этуаль, но подавала большие надежды. С ней было очень интересно работать. Все-таки психология работы парижских артистов совсем другая, нежели наша.
Со мной тогда еще работала Патрисия Руан, которая занимается наследием Нуреева. Она следила за тем, чтобы я правильно выучил текст.
А репетировал я с французскими педагогами Лораном Илером, первым исполнителем этой версии, и с Клотильдой Байер. Они очень интересные люди и относились ко мне очень по-доброму. Видимо, все видели, что я боюсь.
Первое время меня даже немного трясло, когда я шел на репетицию.
Мы очень много репетировали с Мари-Аньес. Всю работу с ней я вспоминаю как большое удовольствие. Хотя «Баядерку» в своей жизни я никогда так долго не репетировал. И мне очень приятно, что первым ее Солором стал я, потому что она танцевала свою роль в первый раз.