Всем привет!
Давно не было на этом канале заметок о самом лучшем спорте в мире, и наконец время пришло. Я долго смотрел, читал, выжидал, и в ближайшее время выйдет несколько статей посвщенных тестам, машинам и новом сезону. Также, как и раньше, мы разберем досконально новинки команд в техническом плане, но сейчас я хочу поговорить о самом наболевшем за последний месяц - конструкторы.
Начнем с прсостых истин: Формула-1 всегда была спортом не только гонщиков, но и инженеров. Колин Чепмен, Эдриан Ньюи, Патрик Хэд(в его лучшие годы) и многие, многие другие, соревновались в своей гениальности и приносили титулы своим командам куда эффективнее и быстрее чем легендарные гонщики. Но, как это часто бывает, герои были в тени. Особенно последнее время.
К чему это привело? У нас есть из 10 команд всего 5 уникальных автомобилей, остальные - копия. Давайте загибать пальцы: Рейсинг Поинт - просто взяли машину Мерседеса и перекрасили(могли хотя бы для вида изменения внести незначительные), Хаас - слабо переработанная Феррари прошлого года, то же самое можно сказать и о Альфа Ромео, но те внесли изменения глубже, Ред Булл вообще не скрывает что Альфа Таури(или как ее там) отличается от болида основной команды только передней частью. Вот и осталось у 4 заводских команды и производители газировки из Австрии. Да, есть еще Уильямс, которые всегда гордились своим статусом конструкторов, но во-первых, они все больше покупают деталей у Мерседеса(чтобы сэкономить), во-вторых, болиды Формулы 2 не считаются.
Так почему же так произошло? На мой взгляд есть 3 причины:
Причина первая: регламент
Я не открыл вам Америку! Технический регламент современной формулы 1 очень жесткий, и инженеры тратя годы чтобы найти в нем "серую" зону которую еще не зарегламентировали. Джеймс Эллисон потратил почти 10 лет на создание DAS в том виде, в котором она могла бы быть хоть немного легальна.
По итогу великие умы уходят из Ф1 в другие сферы автомобилестроения, им просто становится неинтересно строить машины в рамках строгих рамок, нет новых вызовов. Так поступил, например, Эдриан Ньюи. Нет, он все еще помогает строить Ред Буллы, и думаю машину 2021 года создает именно он, но большая доля его внимания сейчас в проекте с Астон Мартином, там есть свобода.
По итогу, чемпионат лишается людей которые делают его уникальным и делают уникальными машины разных команд. А главное двигают автомобили и автоспорт вперед.
Причина вторая: бизнес
Да, нам нельзя забывать что Формула 1 - это бизнес, а бизнес должен приносить прибыль, а принести прибыль можно, в том числе, сокращая расходы. А как известно, купить что-то готовое дешевле, чем создать самостоятельно и быстрее.
Вот и идет Стролл-старший со своим кошельком к Мерседесу, а Хаас к Феррари, веджь там можно купить быструю машину дешевле чем разрабатывать ее самому. А самое главное, так можно бороться за более высокие места и получать больше денег.
Для обычного зрителя это, конечно, хорошо - конкуренция, борьба на трассе, аварии, обгоны и все такое. С другой мы лишаемся некоей магии, какая была с чемпионством Брауна в 2009 году, например или каким был шестиколесный Тирелл, странный, но иногда быстрый. Мы больше не задаем себе вопрос "как эта штука так быстро едет?" или "почему же он быстрее всех?". Мы всегда знаем ответ на него "на него работает вся команда"(Ред Булл) или " у них самый мощный двигатель"(Феррари).
Бизнес в Ф1 перестал нас удивлять!
Причина третья: спорт
Самая банальная причина и вытекает из двух предыдущих. Подумайте, командам хочется побеждать, я не верю что Уильямс устраивает их место или им хочется просто быть в середине пилотона (хотя это Клэр, ей главное прибыль). Все хотят побеждать, а раз уж есть регламенты и необходимость быть прибыльными, то все ищут самый просто способ бороться за подиумы и победы.
Сам спорт привел к той ситуации которая есть, и в этом виноваты и мы с вами. Мы стали требовать обгоны и говорить о том как скучны гонки без них, но забывать что пока никто на трассе не обгоняет, там в боксах идет своя гонка, своя гонки идет и на базах команд, чтобы через год мы могли смотреть свежепредставленные машины и спорить на тему того кто же будет быстрее. Мы забыли что это не только и не столько спорт пилотом, сколько спорт инженеров.
Последнее что хочется сказать: спасибо Эллисон за DAS! Ты показал нам что не все потеряно!