Найти в Дзене

ИСТОРИЯ АДА -ШУМЕРЫ

В еще более древние времена, у шумер слово - ad, ada, имело одно из значений- крик. Именно отсюда от древних Шумер, можно провести первые параллели с библейский адом. Так "Аид" греков, "Шеол" древних евреев по-шумерски назывался "Кур". Первоначально это слово означало "гора", затем приобрело более общее значение - "чужая страна", потому что окружающие горные области таили в себе постоянную угрозу для Шумера. С точки зрения шумерской космологии Кур представлял собой пустое пространство между корой земли и первозданным океаном. Именно туда спускались тени мертвых. Чтобы проникнуть в Кур, нужно было пересечь "поглощающую людей реку", через которую перевозил на лодке особый перевозчик, "человек лодки". В дальнейшем, в космологии греков, эта река и перевозчик стали называться Стикс и Харон.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Не смотря на то что потусторонний мир, это мир мертвых, тем не менее там существует своя "жизнь" после жизни. Вот наиболее яркий пример из книги "История начинается в Шумере", где есть подробный рассказ о падении бога пастухов Думузи, самого известного из "умирающих богов" и о богине Инанне, одной из наиболее популярных героинь шумерских мифов:

Шумеры поклонялись богине любви Инанне (вавилон.Иштар, греч.Афродита, рим.Венера), имя которой означало "царица небес". К ней приходит свататься пастух Думузи. Он приходит к дому Инанны и громогласно требует, чтобы его впустили. По его рукам и бедрам струятся молоко и сливки. Инанна спрашивает совета у своей матери, затем омывается, умащается благовониями, и надев царственные одежды и украшения из драгоценных камней открывает дверь будущему жениху. Они обнимаются и Думузи, уводит ее в "город своего бога". Но бог пастухов даже и не подозревал, что эта женитьба, которой он так страстно жаждал, приведет его к гибели и что ему предстоит быть низвергнутым в ад. И все из-за того, что он не принял в расчет непомерное женское тщеславие! О чем и рассказывается в поэме "Нисхождение Инанны в подземное царство", где читатель впервые сталкивается с идеей воскресения из мертвых.

В кратком пересказе,содержание поэмы следующее:

Несмотря на то что Инанна, как указывает самое ее имя ( Инанна происходит от Нинанна, что означает по-шумерски "повелительница неба"), уже является царицей небес - "великого верха", она стремится любой ценой усилить свое могущество и сделаться одновременно повелительницей подземного царства - "великого низа". Инанна решает сойти в подземное царство, чтобы на месте решить, как ей лучше добиться своей цели. Захватив подходящие к случаю божественные законы и облачившись в царственные одежды и драгоценные украшения, она готова отправиться в "страну, откуда нет возврата". Властительница подземного царства Эрешкигаль, шумерская богиня смерти и мрака, - это старшая сестра Инанны и злейший ее враг. Инанна опасается, и не без причины, что сестра умертвит ее, как только она проникнет в адские владения. Поэтому Инанна заранее наставляет своего верного визиря Ниншубура, что ему надлежит сделать, если она не вернется по прошествии трех дней. Сначала Ниншубур должен оплакать гибель своей госпожи в зале собрания богов. Затем он должен пойти в Ниппур, город Энлиля, главному божеству шумерского пантеона и умолить этого всемогущего бога, чтобы тот спас Инанну, не допустил ее смерти. Если Энлиль откажется, Ниншубур должен отправиться в Ур, город бога луны Наины, и повторить свою просьбу. А если и Наина откажется, тогда надо идти в Эриду, город бога мудрости Энки, который "знает пищу жизни" и "напиток жизни" и наверняка придет на помощь Инанне.

Затем Инанна спускается в подземное царство и приближается к дворцу Эрешкигаль, построенному из лазурита. У входа ее встречает главный привратник Нети. Он спрашивает, кто она и зачем пришла.

Нети, главный страж царства,

Светлой Инанне отвечает: "Кто же ты, кто?"

"Я - звезда солнечного восхода!"

"Если ты - звезда солнечного восхода,

Зачем пришла к „Стране без возврата"?

Как твое сердце тебя послало на путь, откуда нет возврата?"

Светлая Инанна ему отвечает:

"К великой владычице Эрешкигаль,

Ибо мертв Гугальанна, ее супруг, -

Погребальные травы ему воскурить,

Погребальное пиво ему излить.

Воистину так, воистину так".

Нети, главный страж царства,

Светлой Инанне отвечает:

"Постой, о Инанна, моей госпоже о тебе доложу!

Моей госпоже Эрешкигаль о тебе скажу, о тебе доложу!"

Привратник по приказу Эрешкигаль впускает Инанну и проводит ее через семь врат в подземное царство. У каждых врат, несмотря на протесты Инанны, с нее снимают либо часть одеяния или украшение, так что, пройдя последние врата она остается нагой.

И когда в седьмые вошла ворота,

Повязку, одеянье владычиц, с бедер снял.

"Что это, что?"

"Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!

Инанна, во время подземных обрядов молчи!"

Инанну повергают на колени перед Эрешкигаль. Ануннаки, семь ужасных судей подземного царства, обращают на нее "взгляд смерти", и она тотчас умирает. Тело ее подвешивают на крюк.

И она вошла, и склонясь, приблизилась.

Сестра ее вскочила с трона.

Затем снова на трон уселась.

Семь судей-ануннаков пред нею суд вершат.

На Инанну взглянула - взгляд ее смерть!

Слова изрекла - в словах ее гнев!

Крик издала - проклятья крик!

Ту, что вошла, обратила в труп,

Труп повесила на крюк.

Проходят три дня и три ночи. На четвертый день Ниншубур, видя, что его госпожа не возвращается, начинает в соответствии с ее приказом просить богов о помощи. Как и предвидела Инанна, Энлиль и Наина отказались ее спасти, зато Энки составил целый план возвращения богини к жизни. Он создает два бесполых существа, "кургарру" и "калатурру". Вручив им "пищу жизни" и "воду жизни", Энки повелевает им спуститься в подземное царство и окропить тело Инанны этой "пищей" и этой "водой". Они выполняют указание Энки, и Инанна воскресает.

Но одно дело вновь обрести жизнь, а другое - выбраться из ада. В "стране, откуда нет возврата", существует незыблемый закон: тот, кто прошел сквозь адские врата, может вернуться назад, в мир живых, только в том случае, если найдет себе замену. И тут уж даже богиня Инанна ни-чего не может поделать. Ей позволяют вернуться на землю, однако не одной, а в сопровождении жестоких демонов, которым приказано снова ввергнуть ее в ад, если она не найдет другое божество, согласное ее заменить.

И малые демоны-"гала", как острые стрелы,

И большие демоны-"гала", как лес знаменный,

Со всех сторон ее окружили.

Тот, кто перед ней - не гонец, но жезл у него в руке.

Тот, кто за ней - не боец, но оружье у него на боку.

Они, что за нею идут,

Они, что за Инанной идут,

Не ведают голода, не ведают жажды.

Муки просеянной не едят,

Воды проточной они не пьют,

Из объятий человека вырывают жену,

От груди кормилицы отрывают дитя.

Инанна из подземного мира выходит.

Сначала Инанна со своими чудовищными стражами посещает два шумерских города, Умму и Бад-Тибиру. Боги - покровители этих городов, Шара и Латарак, испуганные видом пришельцев из загробного мира, одеваются во власяницы и простираются перед Инанной во прахе. Их смирение, по-видимому, трогает Инанну, и та удерживает демонов, уже было собравшихся ввергнуть несчастных богов в ад.

Затем Инанна и демоны прибывают в шумерский город Куллаб. Бог - покровитель этого города - Думузи. Он супруг Инанны и, естественно, не собирается при виде своей жены облачаться в рубище и ползать перед ней во прахе. Наоборот, он надевает свои лучшие одеяния и гордо усаживается на трон. Это приводит богиню в ярость. Она обращает на своего мужа "взгляд смерти" и отдает его нетерпеливым и беспощадным демонам, чтобы те увлекли его в подземное царство.

Думузи в одежде власти, в царском покое сидит на троне.

Демоны-"гала" его схватили.

Семеро их - его грудь разодрали, его кровь излили.

Семеро их - словно в горячке на него напали.

Пастушью флейту, свирель его, на глазах его разбили!

Она на него взглянула - взгляд ее смерть.

Закричала она - в словах ее гнев.

Крик издала - проклятья крик:

"Его хватайте, его!"

Светлая Инанна пастуха Думузи отдала в их руки.

Думузи разражается рыданиями. Он воздевает руки к небесам, призывая солнечного бога Уту - брата Инанны и, следовательно, своего родственника. Думузи умоляет Уту спасти его от когтей демонов, превратив его руку в "руку змеи", а его ногу - в "ногу змеи".

Думузи рыдает, позеленел.

"Я к Уту на небеса в ольбе взываю!

О Уту, шурин ты мой, а я твой зять!

В храм твоей матери я масло носил,

В храм Нингаль молоко я носил!

В лапы ящерицы руки мои преврати,

В лапы ящерицы ноги мои преврати!

От демонов моих ускользну я, не утащат они меня!"

К сожалению именно здесь, на середине монолога Думузи, надпись кончается. Но по другим многочисленным источникам Думузи известен как один из богов подземного царства. Поэтому можно предположить, что Уту не внял его мольбам и что демоны все-таки увлекли Думузи в царство мертвых.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Восстановление и перевод этой поэмы потребовали у исследователей, много времени и труда. Многочисленные пробелы и повреждения затрудняли перевод и понимание текста. Значение некоторых важных отрывков оставалось неясным. Так большинство ученых полагали, будто Думузи был за что-то низвергнут в ад до того, как туда спустилась Инанна. Возможно, такое представление возникло благодаря семитической версии мифа ("Нисхождение в ад богини Иштар"), опубликованной раньше ее шумерского прототипа. Ученые считали, что Инанна, подобно Иштар, спускалась в подземное царство, чтобы освободить и вернуть на землю своего супруга Думузи. Но вновь обнаруженный в коллекции Йельского университета табличка в 92 строки обнаруженная в 1924 году, прибавляли к уже известному тексту совершенно новый эпизод, особенно 30 последних строк, которые оказались неожиданно важными, положила конец давнему заблуждению специалистов по мифологии и религии Двуречья. Инанна вовсе не спасала своего мужа! Наоборот, она сама, разгневанная высокомерием Думузи, отдала его демонам, чтобы те низвергли его в "страну, откуда нет возврата".

Здесь следует сказать, что семь хранителей загробного царства — галла — отвечают за то, чтобы души умерших были пойманы и доставлены к месту вечного заключения. Их не волнует, чья то была душа — пастуха, героя-воина или бога. Работа есть работа. Галла могут поразить грешника тяжелой болезнью или просто вырвать душу из тела.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Эти демоны появлялись на земле в виде блуждающего сияния (возможно, шаровыми молниями). Прямым «начальством» галла считаются Эрешкигаль и Нергал, владыки царства мертвых. Мы уже знаем, что когда богиня любви Инанна (она же Иштар) была выпущена из подземного плена, за ней последовали семь грозных стражей. Они ждали, кого укажет заложница в качестве выкупа за свое чудесное воскресение. И как только жертва была определена, галла безжалостно лишили жизни юного бога Думузи. Что уж говорить о простых смертных? Они только могли приносить ягнят в жертву демонам, надеясь на очень нескорую встречу.

Хотя подземное царство шумеров считалось темным и страшным миром, где "жизнь" в лучшем случае была только жалкой тенью земной жизни, оно имело и свои "положительные стороны" - в частности, в те часы, когда на землю спускалась ночь. В самом деле, ведь там существовал суд над мертвыми, и если решение суда было благоприятным, душа покойного, по-видимому, могла пребывать в довольстве и счастье и даже добиваться исполнения желаний.

****

Почти каждая культура или религия в мире описывает существование своего рода подземного мира или ада. Эти описания часто необычны тем, как в них определяют грешников и какие наказания назначены за их грехи. В то время как каждое из объяснений уникально по-своему, существуют элементы, которые являются общими для многих культур и религий.