Найти тему
Открытый Белгород

День в музее: Юлия Чмеленко о работе в трёх музеях мира

Оглавление

Должность сотрудника музея находится под завесой тайны. Приоткрыть её для белгородцев решилась сотрудник Британского музея Юлия Чмеленко на своей лекции в Белгородской филармонии. Оказывается, попасть работать в музей даже за рубежом не так уж и сложно, но платят там тоже немного. Юлия объяснила, почему музеи не хотят проверять подлинность некоторых экспонатов, а также как самому не попасться на подделку.

Автор Виктория Муратова

С самого начала

Началось всё с того, что я поступила на «Историю искусств» в Санкт-Петербургский государственный университет. Практика у нас была в Эрмитаже, где я и работала в течение своего обучения.

Когда окончила бакалавриат, поняла, что мне нужна практика. Теория — это здорово, но хотелось бы иметь более глубокие знания по своей теме. Я занимаюсь историей древнего Ближнего Востока. Стала искать возможность, куда же могу поехать. Нашла Чикагский институт и подходящую программу. Это международный центр, технологически мощный. Туда регулярно приезжают специалисты со всего мира, то есть это действительно много возможностей. И они работают по принципу win-win: я не плачу деньги за обучение, но взамен работаю как экскурсовод. Так я помогала институту развиваться.

В Британский музей приехала сама, подошла к стойке информации и попросила контакты куратора отдела Ближнего Востока. Связалась с ним и устроилась на работу.

Фото: Виктория Муратова
Фото: Виктория Муратова

Отличия музеев между собой

Музеи делятся не на российские и западные, а на большие государственные и небольшие частные. В больших музеях сложная иерархия, каждый отдел независим друг от друга. Директор музея, как император в Риме. В частных же наоборот.

Музеи делятся и по темам. «Эрмитаж» — большой и разносторонний, там много разных коллекций. Существует даже версия, что понадобится 10 лет, чтобы постоять в течение 10 минут у каждого экспоната в музее.

Чикагский институт — музей частный. И если в «Эрмитаже» вход платный, то здесь за пожертвования. Указано, что желательно дать 5–10 долларов, но вы можете оставить и один. Музей маленький — у него всего четыре зала, но зато он сфокусирован только на истории искусств древнего Ближнего Востока.

Британский музей — государственный и бесплатный. Но наш отдел получает минимальное финансирование. Мы даже не можем добиться, чтобы нам лампочки поставили в галереях.

Плюсы и минусы работы в музее

Большой плюс — возможность работать с фондами, то есть теми экспонатами, которые не видны посетителям музея. И также разрешено трогать их, прикасаться к памятникам, пока ты их исследуешь.

Если вы работаете в музее, не важно на какой позиции, у вас, во‑первых, бесплатный вход, во‑вторых, вы не стоите в очередях и можете провести своих друзей. И, конечно, пользуетесь скидками в магазинах и кафе музеев. Работа в музее даёт статус. Это помогает выигрывать программы и гранты.

Из минусов — небольшая зарплата. Так во всех музеях мира. Я не знаю ни одной страны, где музейщик бы хорошо зарабатывал. Но мы говорим про классические музеи, а не современное искусство. К нему повёрнут весь мир, и туда выделяются большие деньги.

У «Эрмитажа» из минусов огромная бумажная работа, бюрократия. Чтобы что‑то сделать, нужно оформить огромное количество бумаг и обойти всю иерархию, чтобы их подписать. На это уходит время.

Фото: Виктория Муратова
Фото: Виктория Муратова

Экскурсии — это не легко

Казалось бы, выучи материал и спокойно рассказывай его людям. Но, что касается Ближнего Востока, здесь всё не так просто.

Шумеры придумали много вещей: не только 24 часа, 60 минут, 60 секунд и календарь. Они придумали те легенды, которые потом вошли в «Ветхий завет» — легенды о потопе, Вавилонской башне, Моисее. Если на туре люди религиозные, то нужно корректно показать им памятник и при этом не вызвать негатива и скандала.

С другой стороны, бывают разные группы людей, к каждой нужен свой подход. Детям важен простой язык и запоминающиеся факты, а бывают подкованные взрослые, которые сильны в теме, и им уже нужна специфика.

Сотруднику музея нужны иностранные языки

Иностранные языки важно знать и постоянно повышать уровень владения ими. Если работаете экскурсоводом, группы же могут быть и из Франции, и из Германии, и из Италии. Базовые слова на основных языках вы знать должны. А ещё очень много литературы, которая понадобится для исследований, написано на английском, немецком и французском языках. Их придётся учить.

Проверка подлинности экспонатов

В музеях много памятников и картин, и они проходят проверку на подлинность. С одной стороны, это кажется странным, ведь если картина уже попала в музей, разве это не оригинал? Но так не всегда получается.

Например, у «Эрмитажа», как и у других российских музеев, было несколько исторических катаклизмов. Первый, о котором далеко не все говорят, это 1928 год, когда большевики решили продавать памятники культуры для сбора средств на нужды голодающих и индустриализации. Начали они тогда с «Эрмитажа», вещи продавались в два-три раза дешевле. Второй катаклизм — Великая Отечественная война. Третий — 90-е годы, когда хаос творился везде, в том числе и в музеях.

Фото: Виктория Муратова
Фото: Виктория Муратова
У каждого музея есть список проверки на подлинность. Те предметы, которые не вызывают никаких вопросов, стоят в списке первые. Те же, к которым максимальное количество вопросов, стоят последними. Потому что ни один музей мира не хочет знать, что у него подделка.

Казалось бы, а зачем тогда экспертизы проводить? Помимо подлинности, технологические анализы дают и другую информацию. Ультрафиолетовые лучи позволяют определить время краски, а инфракрасные лучи — увидеть следы графита, угля и карандаша, то есть наброски художника, его первоначальный замысел.

Как самому отличить подделку

Все характеристики должны соответствовать друг другу. Форма и внешний вид. Например, в Китае дракона в XVII-XVIII веке изображать могли только на вещах императора, а цвет его был красный. Поэтому если видите предмет зелёного цвета с драконом, датированным тем временем, то это подделка.

Важно и вещество, из которого сделан предмет. Если вам дают предмет из бакелита и говорят, что это XIX век, задумайтесь. Бакелит — это имитация слоновой кости, грубо говоря, первый пластик. Он появился в начале XX века. Из него не могли сделать предмет на век раньше.

То же относится и к технологиям — они меняются со временем. Этим часто грешат фальсификаторы, когда создают вещи под старину, но современными способами.

Когда вам в руки попадает какой‑то предмет, сравните его с аналогами такими же по времени, проведите параллель. А если предоставляют документы о проведённой экспертизе, первое, что нужно сделать, послать запрос и уточнить, действительно ли проходила экспертиза. Часто бывает так, что просто поставили штамп.

Как получить работу в музее

Чтобы попасть в музей, первым делом стоит смотреть все вакансии на сайте музея, какие только есть. И быть готовым к тому, чтобы пойти работать бариста в баре, даже если вы хотите работать в отделе Греции и Рима, например. Постепенно, если будете проявлять интерес к музею в той или иной области, которая вам важна, вы туда попадёте. Преподаватель с моей кафедры, например, начинал с того, что менял лампочки в «Эрмитаже», был простым электриком. Но ему настолько это было интересно, что он пошёл изучать историю искусства и написал много книг, стал доктором наук.

Второй вариант — работать на волонтёрских началах. Но будьте готовы, что вас посадят за бумажки. Все с этого начинают, это нормально.

Третий вариант — научная деятельность. Если понимаете, что хотите быть историком искусства, работать в музее, то поступаете в университет на «Музейное дело» или «Историю искусства», пишете научные работы с кураторами из музеев. В некоторые музеи ещё можно отправлять резюме.